Меню

Жетоны в ABA. Польза, применение

Жетоны – один из самых используемых приемов в рамках Прикладного анализа поведения (ABA). Они используется в работе с детьми с самыми разными диагнозами и особенностями и дают возможность изменить нежелательное поведение, сформировать нужные навыки и мотивацию к любому виду деятельности.
Корректное использование жетонов позволяет довольно быстро и без больших вложений наладить управление поведением ребенка в разных ситуациях: как дома, так и за его пределами.

Жетоны – подкрепление правильного, желаемого поведения. И от того, их применение и конкретная форма у всех может принимать свои виды.
Очень важно правильно подобрать систему жетонов для ребенка. Подсказка: отталкивайтесь от интересов, любимых цветов, звуков или тактильных предпочтений. Жетоны могут выглядеть совершенно по-разному: круглые фетровые кружки определенного цвета (приятны на ощупь), наклейки с определенным мульт-героем, палочки определенной фактуры, браслетики и так далее.
Набросайте список того, что может понравиться вашему ребенку и что можно сделать самим/купить.
Теперь к цели. Для чего именно будем подключать жетоны? Чему хотим научить ребенка – самостоятельно убирать вещи, мыть посуду, хотим закрепить его желание делать уроки?

Далее определяемся с периодичностью выдачи поощрений. Слишком часто давать не следует. Лучше начните с действия, которое требует усердия ребенка один раз в день. Тогда он не привыкнет к новым условиям слишком быстро и не устанет от новых правил – наоборот, будет ждать нового дня/встречи/занятия с нетерпением.

Подготовьте визуальную инструкцию. Одна карточка показывает действия, которое ожидается от ребенка. Вторая – иллюстрирует жетон. Если вы подключаете более серьезную схему (например, в конечном итоге жетоны обмениваются на подарок), продолжите иллюстрацию дополнительными карточками. Что ждет ребенка, например, за 5 жетонов? (с новой строки разместите 5 картинок жетонов и напротив - фотографию приза). Например, в конце недели ребенок, который 5 раз на протер пыль в своей комнате, «получает» поход в детский парк развлечений.
Как только процесс запущен, ребенок уловил правила, начинайте думать над следующими вариантами жетонов. В любом случае, рано или поздно первые ему наскучат.

Обязательно взвесьте соотношение задачи и усилий с реальными возможностями ребенка.
Введение жетонной системы может начинаться с очень простых задач – так вы создадите ситуацию успеха, где ребенок уже на старте испытает первую радость от нового взаимодействия с вами. Дальше ему будет интересно продолжать новую игру.

Не забывайте сочетать выдачу жетонов и словесную похвалу! Это важно, чтобы в дальнейшем уходить от прямой связи с конкретными предметами. Взрослые и дети старшего возраста быстро учатся работать за внутреннюю личную мотивацию – признание, добрые слова в их адрес. Маленькие дети такой связи выстроить не могут, поэтому им нужны более конкретные поощрения.
Также замена поощрений может постепенно способствовать уходу от частой выдачи жетонов. Например, новые жетоны более интересны, но, чтобы получить один, надо правильно выполнить, не 1, а 5 заданий.

Придумайте сокровищницу для жетонов – это еще больше подогреет интерес ребенка. Металлическая коробка или отдельная тетрадь/доска, куда можно прицепить или приклеить жетончики, может стать для малыша личным банком накоплений и достижений, будет мотивировать и напоминать о конечной цели.
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Если вам нужна консультации по поводу поведения особенного ребенка или вы хотите освоить методики ABA, обращайтесь по номеру: +7 (999) 559-66-19 Специалисты Школы «Я особенный» помогут Вам с любым вопросом как родителям, так и педагогам!
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda