Пожалуй, главной методикой, применяемой к детям с РАС, остается ABA или прикладной анализ поведения. Данный вид коррекции уже больше 30 лет активно используется во всех развитых странах при работе с детьми, имеющими РАС.
Главное преимущество - методы и степень их влияние на конкретного ребенка можно «замерить», а прогноз результатов - вовремя скорректировать. ABA применяется с учетом индивидуальных потребностей и особенностей ребенка: его окружения, предпочтений, учета сильных и слабых сторон. Специалистом анализируется, каких навыков в жизни малышу не хватает и выстраивается план по формированию бытовых, социальных или академических умений, то есть всего, что у детей без особенностей формируется очень быстро, в ходе повторений за взрослыми, попадания в социум.
В основе ABA – идея о том, что любое поведение формируется окружающей средой, имеет свои причины и следствия. Каждый человек перенимает то, что ему нравится и не перенимает, что ему не откликается. Потому – у каждого живого существа есть своя мотивация.
В ABA работа над любым навыков разбивается на этапы – важно создать постепенную мотивирующую конкретного ребенка среду. Понять, что «запускает» поведение, что его подкрепляет. У одного ребенка подкреплением может стать сенсорная игра с песком, прыжки на батуте или качели, у другого – новые наклейки с любимым видом машин.
Поведенческий аналитик, то есть специалист, который создает индивидуальный план коррекции поведения, определяет, на какие шаги должна быть разбита работа. В какой ситуации и как именно мы корректируем поведение. Устанавливаются сроки, объем нужных действий, распределяются роли – какие взрослые вокруг ребенка будут помогать менять ситуацию.
Важно: лучше, когда в формировании и коррекции участвует вся семья, педагоги. Когда включен только один специалист, работа может затянуться. Работа над навыком должна идти постепенно и с разных сторон – тогда ребенок будет буквально погружен в нужную среду «с головой».
Простые действия складываются в единый путь, цепочку. В конечном итоге мы приходим от пункта А к пункту Б. Например, от состояния, когда ребенок кричал и убегал в новом месте - к состоянию, когда он способен вынести часовое занятие в новой среде.
В пути к цели в работе помогают правильно введенные подсказки, стимулы и поощрения. Главная цель – максимально адаптировать любого ребенка с поведенческими нарушениями, вызванными аутизмом, РАС или другими особенностями, к самостоятельному осваиванию и принятию мира вокруг.
Пример семьи из Свердловской области. Мама взяла двоих особенных детей из детского дома. У одного из них, девочки Лизы, был диагностирован аутизм и ЗПР. Девочка в 4 года не хотела мыться – панически реагировала на ванну, не умела ходить в туалет, не говорила.
Первостепенной задаче было научить ребенка мыться.