Меню

АВА терапия, как метод коррекции аутизма в работе с детьми раннего возраста

Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации. Волшебной таблетки от аутизма в мире нет, зато есть множество методик коррекции данной особенности. Аутизм нельзя вылечить, но можно сгладить все поведенческие последствия, которые он вызывает, а значит, помочь человеку прожить жизнь полноценно и счастливо.
Пожалуй, главной методикой, применяемой к детям с РАС, остается ABA или прикладной анализ поведения. Данный вид коррекции уже больше 30 лет активно используется во всех развитых странах при работе с детьми, имеющими РАС.

Главное преимущество - методы и степень их влияние на конкретного ребенка можно «замерить», а прогноз результатов - вовремя скорректировать. ABA применяется с учетом индивидуальных потребностей и особенностей ребенка: его окружения, предпочтений, учета сильных и слабых сторон. Специалистом анализируется, каких навыков в жизни малышу не хватает и выстраивается план по формированию бытовых, социальных или академических умений, то есть всего, что у детей без особенностей формируется очень быстро, в ходе повторений за взрослыми, попадания в социум.

В основе ABA – идея о том, что любое поведение формируется окружающей средой, имеет свои причины и следствия. Каждый человек перенимает то, что ему нравится и не перенимает, что ему не откликается. Потому – у каждого живого существа есть своя мотивация.
В ABA работа над любым навыков разбивается на этапы – важно создать постепенную мотивирующую конкретного ребенка среду. Понять, что «запускает» поведение, что его подкрепляет. У одного ребенка подкреплением может стать сенсорная игра с песком, прыжки на батуте или качели, у другого – новые наклейки с любимым видом машин.

Поведенческий аналитик, то есть специалист, который создает индивидуальный план коррекции поведения, определяет, на какие шаги должна быть разбита работа. В какой ситуации и как именно мы корректируем поведение. Устанавливаются сроки, объем нужных действий, распределяются роли – какие взрослые вокруг ребенка будут помогать менять ситуацию.

Важно: лучше, когда в формировании и коррекции участвует вся семья, педагоги. Когда включен только один специалист, работа может затянуться. Работа над навыком должна идти постепенно и с разных сторон – тогда ребенок будет буквально погружен в нужную среду «с головой».
Простые действия складываются в единый путь, цепочку. В конечном итоге мы приходим от пункта А к пункту Б. Например, от состояния, когда ребенок кричал и убегал в новом месте - к состоянию, когда он способен вынести часовое занятие в новой среде.

В пути к цели в работе помогают правильно введенные подсказки, стимулы и поощрения. Главная цель – максимально адаптировать любого ребенка с поведенческими нарушениями, вызванными аутизмом, РАС или другими особенностями, к самостоятельному осваиванию и принятию мира вокруг.

Пример семьи из Свердловской области. Мама взяла двоих особенных детей из детского дома. У одного из них, девочки Лизы, был диагностирован аутизм и ЗПР. Девочка в 4 года не хотела мыться – панически реагировала на ванну, не умела ходить в туалет, не говорила.
Первостепенной задаче было научить ребенка мыться.
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций

Процесс был разбит на этапы

1. Понять, что вообще любит сам ребенок. Родители, по рекомендации ABA-специалисты, стали наблюдать за малышкой: надо было понять, а что девочка сама берет в руки, когда вокруг никого нет, к чему ее тянет. Выяснилось, что она брала предметы только синего цвета – ручку, одежду, подушку синих и голубых оттенков.
2. Вторым этапом было знакомство девочки с синим тазиком – родители купили его, чтобы постепенно приучать к воде. Она спокойно подошла и разглядела его.
3. Дальше в тазик налили воду. Это тоже никак не отпугнуло ребенка.
4. Следующий этап – родители помыли ребенка в комфортной среде, ее комнате, в этом самом тазике. Все прошло хорошо. Поведение (каждый этап) закреплялось поощрением – любимыми наклейками, которая девочка обожала собирать в специальную тетрадь.
5. Затем тазик перенесли в ванну. На удивление ребенок спокойно залез и туда.
6. Через несколько недель тазик убрали. Девочка спокойно начала мыться без него. Больше проблем с мытьем не было. Родители перешли к новым задачам – приучению к туалету.
К слову, в ABA важен принцип последовательности. Если ребенок не владеет базовыми бытовыми, туалетными навыками, работа начинается именно с них.
Идет постепенное развитие. Сначала учим тому, что нужно ежедневно, для минимального самообеспечения. И уже только потом навыкам социальным и академическим (письму, чтению и т.д).
Важно помнить, что и особенных малыш может освоить все, что нужно! Главное – отнестись к нему с пониманием и терпением. Да, придется повторять и заниматься в несколько раз усерднее. Но хорошая новость в том, что любое поведение поддается коррекции, а ABA уже много лет показывает действительно впечатляющие результаты!
Если вы хотите обучиться всем главным приемам ABA, начать помогать своему ребенку, поменять жизнь вашей семьи к лучшему, вы всегда можете пройти обучение к онлайн-школе «Я особенный».
Made on
Tilda