Меню

АВА-терапия и речь. Как запустить речь у ребёнка с помощью АВА?

АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой. И за счёт работы с мотивацией ребёнка и окружающими стимулами изменить поведение малыша, научить его важным навыкам и даже ускорить появление речи. Сегодня это самый эффективный и научно-доказанный метод коррекции аутизма и других ментальных нарушений у детей.
АВА содержит в себе множество методик. И большой плюс в том, что мы можем выбрать из них те, которые подойдут конкретному ребёнку и принесут максимальный результат именно для него.

С помощью АВА можно:

  • исключить истерики дома и в общественных местах;
  • уменьшить проявления агрессии и аутоагрессии;
  • сформировать бытовые навыки и навыки гигиены;
  • научить ребенка проявлять интересы;
  • научить его играть и общаться;
  • заявлять о своих потребностях;
  • ждать и спокойно заниматься;
  • сформировать среду для запуска речи.

Как отследить нарушения речи у ребёнка?

Первые "звоночки":
1. Например, вы наблюдаете за младенцем и видите, что он наблюдает за вами, ждёт общения, но мало гулит, или это гуление однообразно и не интонировано.
2. Ребёнок гулит, но предпочитает это делать в одиночестве, а центр его внимания направлен не на человека, а на предметы, тени, окружающие шумы и т.д.

Триггеры, которые можно заметить от 1 года до 3 лет:

Возраст от 1 года до 3 лет - это время, когда появляется речь у ребёнка - слоги, звукоподражания, слова, предложения. Если к 3 годам у ребёнка нет слогов, звукоподражания, он не пробует использовать короткие предложения - то это тоже серьёзный повод начать действовать.

Точно стоит обращаться к специалисту раннего развития, если у ребёнка:

- к 1 году 9 месяцам нет лепетных слов и звукоподражания;
- к 3 годам нет звукоподражания, слов и коротких фраз;
- ребёнок посещает детский сад постоянно без пропусков и у него в течении 3-6 месяцев после попадания в коллектив не появляются звуки, слоги, слова.

Помимо особенностей речевого развития, специалист должен посмотреть сенсорный профиль: как ребёнок двигается, как смотрит и реагирует на игрушки, которые ему дают, как развита коммуникация, как реагирует на запрет и т.д.

Также развивать речь у ребёнка можно с помощью методик АВА. Как это делать?

Развитие коммуникации состоит из двух важных этапов - создание возможностей для ребёнка и моделирование языка.

Как воплощать в жизнь?

Выберите занятие или предмет (например, рисование или любимую игрушку ребёнка). Начните моделировать - то есть показывать, как использовать устройство, и давайте подсказки, чтобы ребёнок проделывал действия сам.

Если малыш хихикает и другим образом показывает, что ему нравится происходящее, тем более используйте моделирование и подсказки! В такие моменты вы можете говорить: "Я хочу кисточку", "Это весело!" и т.д. Если у ребёнка начинается нежелательное поведение, подскажите ему, как сказать: "Хватит", "Мне не нравится", "Не хочу" и т.п.

У подростков и молодых взрослых практиковать моделирование коммуникации можно во время бытовых дел - например, во время приготовления пищи. Процесс готовки позволяет использовать множество глаголов, прилагательных и междометий: "Нравится / не нравится", "Возьми", "Мне нужно", "Смешай", "Фу" и другие.


НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций

Что еще важно?

- Веселитесь и балуйте ребёнка! Для развития коммуникации ребёнка важно, чтобы он ассоциировал речь с чем-то приятным. Сама коммуникация с людьми должна стать поощрением. Говоря языком поведенческих аналитиков - нам нужно "сочетание стимулов".

- Если вы используете устройство для коммуникации и ребёнок бросает и избегает его, скорей всего, к нему предъявлялись завышенные требования. И он ассоциирует устройство только с "работой", причём, неприятной.

- Учитывайте просьбы ребёнка. Чего хочет он сам? Это позволит ему быстро понять, что устройство для коммуникации или сама речь - то, что он любит больше всего.

- Обучение работе с устройством коммуникации проводите во время игр. В среде, где много интересных ребёнку предметов. Поместите его любимые игрушки, лакомства и вещи в прозрачные контейнеры и обучайте просить их. Также используйте устройство, чтобы комментировать, что ребёнок делает.

- Придумывайте забавные игры. Например, попробуйте рисовать лица взбитыми сливками и конфетами. Подсказать или смоделировать в процессе такой игры можно массу фраз: "Нажми", "Глаза", "Красные конфеты", "Стол грязный" и т.д.

Подходите к процессу творчески, вовлекайте ребёнка и показывайте ему, как приятно и весело коммуницировать! А также подключите к процессу поведенческого аналитика, который поможет применить методики АВА, правильно выстроить занятия и достичь максимальных результатов.

Найти своего поведенческого можно в нашей онлайн-школе "Я особенный". Оставляйте заявки по телефону: +7 999 559-66-19

Made on
Tilda