Меню

У ребёнка нет туалетного навыка. Что делать и как приучить к горшку?

Одна из самых волнующих тем, связанных с навыками у особенных детей - "туалет". Родители не могут приучить малыша к горшку по разным причинам. Например, у ребенка нет необходимых базового алгоритма, ему сложно удержать в голове процесс: сесть на горшок, справить нужду и еще вымыть ручки. Как же приучить ребёнка к горшку? Разбираемся в сегодняшней статье.

Как правило, нервная система готова "приучить" ребенка к горшку не раньше 2-3 лет. Причин, почему у ребёнка старшего возраста никак не закрепляется навык - множество. Например, ребёнку сложно контролировать физические потребности, он плохо чувствует своё тело или в целом нет понимания, что такое "горшок".

Важно! Родителям необходимо убедиться, что ребёнок чувствует, когда он хочет в туалет. Есть дети, у которых снижена чувствительность, как в целом в теле, так и ощущения от внутренних органов. Ребенок не понимает, что хочет в туалет. И тогда, как акт мочеиспускания состоится без «позыва», даже если ребёнок научится садиться на горшок? Поэтому, в первую очередь, нужно понаблюдать за ребенком и выявить: есть ли какие-то признаки того, что ребенок захотел в туалет. Он может прижиматься, замирать, куда-то прятаться, и после этого у него "происходит туалет".

Приступаем к туалетному тренингу после того, как мы уверены, что ребенок хочет испражняться.

Также нужно исключить медицинские проблемы: запоры, например. Если мы садим ребенка на горшок, а из-за проблем с пищеварением он не может совершить акт дефекации, начинает плакать, отвергать туалет и даже его бояться - то это сигнал о нежелательном поведении. Необходимо наладить пищеварение, а с этим могут помочь врачи.

Начинать туалетный тренинг необходимо с теми навыками, которые вы уже подготовили или получили: устранили или свели к минимуму нежелательное поведение, выработали самую подходящую систему поощрений и коммуникации (если ребенок не говорит, то понимает вас с помощью карточек PECS). С этой основой вам будет проще приучить ребенка к горшку.

Научив ребёнка ходить на горшок дома или в садике, помните, что вам нужно будет генерализовать этот навык - то есть сделать так, чтобы ребёнок использовать его везде: в кино, торговом центре или гостях.

Возможная система "туалетного тренинга":

1. Сбор данных о посещении туалета (вам нужно составить график так называемого "похода" в туалет). Собирать и отмечать данные в течение трех дней. Так будет понятно после чего, с какой частотой и интервалами ребенку нужен туалет. Статистика поможет нам "предсказывать", когда ребенку необходимо справить нужду, что повысит вероятность того, что ребенок сходит именно на горшок/унитаз.

2. Большой объем выпитой жидкости. В первой половине дня, чтобы не мешать сну и вечерним ритуалам, специалисты рекомендуют поить ребенка мочегонными напитками: водой, компотами из сухофруктов и другими. Для детей разного возраста объем потребляемой жидкости разный. Обычно норма для детей 2-5 лет не больше 770 мл, для детей 6-9 лет не больше 830 мл.

3. Использование подкреплений. Поскольку туалетный навык один из самых сложных, то и подкрепления должны быть очень "сильными", значимыми для ребёнка. В идеале, во время процесса тренинга поощрять ребенка тем, к чему у него нет доступа в повседневной жизни.

4. Использование таймера. Сначала устанавливаем таймер на то время, сколько ребенок может просидеть на горшке, затем поощряем его, а после стараемся увеличить время, пока он сидит.

5. Работаем с нежелательным поведением ребенка. Если мы поймем причину, из-за чего ребенок не ходит на горшок самостоятельно, мы сможем скорректировать его поведение и быстрее привить туалетный навык. Если у ребенка нет визуальной поддержки, мотивации и место "сидения" на горшке постоянно меняется: то в ванной комнате, то в детской или на кухне - такая неподготовленная среда будет лишь способствовать нежелательному поведению.

Чтобы начать туалетный тренинг, советуем сначала подготовить базу и скорректировать поведение ребенка. А также понять причины - с чем именно у него возникают сложности. Сделать это можно с помощью АВА-терапии!

Например, вы можете провести туалетный тренинг под руководством индивидуального АВА-куратора. Или обучиться на курсах с практикой, чтобы в целом понимать, как действовать, корректировать поведение ребёнка и развивать его.

Чтобы записаться на кураторство или учебу с практикой - позвоните нам по номеру телефона: +7 999 559-66-19.

Или оставьте заявку на сайте: https://yaosobenniy.su/abba

Мы поможем вам и вашему ребенку!

НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda