Меню

У моего ребёнка нет РАС, подойдёт ли ему АВА?

АВА - это прикладной анализ поведения (Applied Behavioral Analysis), либо ПАП. Набор методик, с помощью которых можно скорректировать поведение у ребенка, обучить его необходимым для жизни навыкам, самоконтролю, самостоятельности и социализировать.

Существует стереотип, что АВА-терапия подходит только детям с РАС (расстройством аутистического спектра). Но это не так!

Прикладной анализ поведения подходит всем, его можно применять даже ко взрослым людям. Сейчас мы расскажем, почему.

Начнём с того - как вообще работает АВА-куратор и кто это?

АВА-куратор - это специалист, который владеет прикладным анализом поведения, помогает семьям справляться с трудностями в развитии особенного ребёнка (РАС, аутизм, ЗПР, СДВГ, синдром Дауна, умственная отсталость и др.), мотивировать его на занятия и обучать навыкам.

Куратор анализирует поведение ребенка и, с помощью родителей, выявляет причины нежелательных моментов. И далее вместе с семьей "ставит на вымирание" те действия ребёнка, которые могут вредить ему или окружающим, и помогает закрепить то - что необходимо. Таким же образом, с помощью подкреплений, ребёнок обучается важным навыкам: начиная от бытовых и заканчивая умением общаться.

То есть мы обучаем ребёнка или взрослого правильно функционировать в повседневной жизни. В чём секрет? Любое поведение подкрепляется тем, что следует сразу после него и имеет значимость для человека. И, поощряя ребенка за усидчивость, положительные реакции, самостоятельность и т.д., мы можем закрепить все эти моменты. Так, что в будущем ребёнок будет вести себя правильно без поощрений.

Нежелательное поведение проявляется, как:

- Агрессия (может быть направлена на себя - щипание, укусы, битье головой о предметы; на других - удары, крики; на пространство - поломка вещей, разбрасывание игрушек или одежды);
- Аутостимуляция или стимминг - повторяющиеся действия, направленные на себя или окружающие предметы (махи руками, дерганья частями тела, сосание пальцев, обнюхивание других людей) - могут считаться нежелательными, когда не приняты в обществе или опасны для ребёнка и окружающих;
- Стереотипия (выстраивание предметов, пристрастие к одной одежде) - аналогично со "стимами" в разных случаях могут мешать ребёнку и его окружению;
- Социально неприемлемое поведение (крик, ест несъедобное, раздевание в публичном месте, отказ ходить в туалет и т.п.).

Это одни из распространенных видов нежелательного поведения. У разных детей оно проявляется по-разному. АВА помогает скорректировать, либо вовсе избавиться от повторяющегося нежелательного поведения. Работа поведенческих аналитиков также строится на том, что они прописывают индивидуальную программу развития для ребёнка, которую потом могут использовать родители и АВА-тераписты, которые работают с малышом.

АВА-специалисты могут развить:

- Навыки самообслуживания и личной гигиены вроде чистки зубов, умывания, переодевания и приготовления пищи;
- Познавательную сферу, общую и мелкую моторику, речь;
- Коммуникативные навыки, умение контактировать со взрослыми и сверстниками;
- Правильное поведение, умение себя контролировать и справляться с эмоциями;

Нежелательное поведение есть не только у детей с РАС, а в целом у большинства особенных малышей и подростков. Поэтому коррекция поведения не ограничивается отдельным диагнозом.

Также важно помнить, что ребенку необходима поддержка и помощь в развитии не только от специалиста, но и от родителей - на постоянной основе. Согласно всемирным рекомендациям, детям с особенностями развития нужно 20-40 часов в неделю занятий, чтобы достичь результата и ребёнок приблизился "к норме".

Только в случае, если проводится интенсивная работа, вовлечены специалисты и вся семья - к вам придёт успех! Да, первое время это может быть непросто. Но, поверьте, ваши старания окупятся с лихвой, когда ваш ребёнок скажет первое слово, пойдёт в школу, а в будущем, например - окончит колледж.

Верьте в своих детей и свои силы. И всё получится!

Обучиться АВА-терапии помочь своему ребёнку можно на наших курсах с практикой в Школе "Я особенный". Подробности по ссылке: https://yaosobenniy.su/abba
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda