АВА - это прикладной анализ поведения (Applied Behavioral Analysis), либо ПАП. Набор методик, с помощью которых можно скорректировать поведение у ребенка, обучить его необходимым для жизни навыкам, самоконтролю, самостоятельности и социализировать.
Существует стереотип, что АВА-терапия подходит только детям с РАС (расстройством аутистического спектра). Но это не так!
Прикладной анализ поведения подходит всем, его можно применять даже ко взрослым людям. Сейчас мы расскажем, почему.
Начнём с того - как вообще работает АВА-куратор и кто это?
АВА-куратор - это специалист, который владеет прикладным анализом поведения, помогает семьям справляться с трудностями в развитии особенного ребёнка (РАС, аутизм, ЗПР, СДВГ, синдром Дауна, умственная отсталость и др.), мотивировать его на занятия и обучать навыкам.
Куратор анализирует поведение ребенка и, с помощью родителей, выявляет причины нежелательных моментов. И далее вместе с семьей "ставит на вымирание" те действия ребёнка, которые могут вредить ему или окружающим, и помогает закрепить то - что необходимо. Таким же образом, с помощью подкреплений, ребёнок обучается важным навыкам: начиная от бытовых и заканчивая умением общаться.
То есть мы обучаем ребёнка или взрослого правильно функционировать в повседневной жизни. В чём секрет? Любое поведение подкрепляется тем, что следует сразу после него и имеет значимость для человека. И, поощряя ребенка за усидчивость, положительные реакции, самостоятельность и т.д., мы можем закрепить все эти моменты. Так, что в будущем ребёнок будет вести себя правильно без поощрений.
Нежелательное поведение проявляется, как:
- Агрессия (может быть направлена на себя - щипание, укусы, битье головой о предметы; на других - удары, крики; на пространство - поломка вещей, разбрасывание игрушек или одежды); - Аутостимуляция или стимминг - повторяющиеся действия, направленные на себя или окружающие предметы (махи руками, дерганья частями тела, сосание пальцев, обнюхивание других людей) - могут считаться нежелательными, когда не приняты в обществе или опасны для ребёнка и окружающих; - Стереотипия (выстраивание предметов, пристрастие к одной одежде) - аналогично со "стимами" в разных случаях могут мешать ребёнку и его окружению; - Социально неприемлемое поведение (крик, ест несъедобное, раздевание в публичном месте, отказ ходить в туалет и т.п.).
Это одни из распространенных видов нежелательного поведения. У разных детей оно проявляется по-разному. АВА помогает скорректировать, либо вовсе избавиться от повторяющегося нежелательного поведения. Работа поведенческих аналитиков также строится на том, что они прописывают индивидуальную программу развития для ребёнка, которую потом могут использовать родители и АВА-тераписты, которые работают с малышом.
АВА-специалисты могут развить:
- Навыки самообслуживания и личной гигиены вроде чистки зубов, умывания, переодевания и приготовления пищи; - Познавательную сферу, общую и мелкую моторику, речь; - Коммуникативные навыки, умение контактировать со взрослыми и сверстниками; - Правильное поведение, умение себя контролировать и справляться с эмоциями;
Нежелательное поведение есть не только у детей с РАС, а в целом у большинства особенных малышей и подростков. Поэтому коррекция поведения не ограничивается отдельным диагнозом.
Также важно помнить, что ребенку необходима поддержка и помощь в развитии не только от специалиста, но и от родителей - на постоянной основе. Согласно всемирным рекомендациям, детям с особенностями развития нужно 20-40 часов в неделю занятий, чтобы достичь результата и ребёнок приблизился "к норме".
Только в случае, если проводится интенсивная работа, вовлечены специалисты и вся семья - к вам придёт успех! Да, первое время это может быть непросто. Но, поверьте, ваши старания окупятся с лихвой, когда ваш ребёнок скажет первое слово, пойдёт в школу, а в будущем, например - окончит колледж.
Верьте в своих детей и свои силы. И всё получится!
Обучиться АВА-терапии помочь своему ребёнку можно на наших курсах с практикой в Школе "Я особенный". Подробности по ссылке: https://yaosobenniy.su/abba
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Александрина Хаитова
Президент Фонда Социальный педагог Преподаватель ШКОЛЫ
Татьяна Шевцова
Автор образовательных программ Поведенческий аналитик, АВА-специалист Дефектолог, психолог Преподаватель ШКОЛЫ
Андрей Двинин
Стратег Фонда Бизнес-тренер Преподаватель ШКОЛЫ
Павел Акулов
Юрист Фонда Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М" Преподаватель ШКОЛЫ
Жанна Хатунцева
Автор образовательных программ Поведенческий аналитик, АВА-специалист Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
Марина Белозерова
Автор образовательных программ Специалист в области сенсорной интеграции Монтессори-педагог Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
Ольга Корупаева
Автор образовательных программ Поведенческий аналитик, АВА-специалист Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
Эльвира Ганеева
Автор образовательных программ Кандидат психологических наук ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
Алена Семенцова
Помощник Президента Фонда Психолог, дефектолог, педагог Ведущая онлайн-лекций
Юридический адрес: 620110, г. Екатеринбург, ул. Академика Вонсовского, д. 19, кв. 221
Адрес офиса: г. Екатеринург, ул. Радищева, д. 6а, офис 704
Согласно договору с БФ "Я особенный", обучение осуществляет АНО «Спектрум-М» (лицензия №19852 от 19.11.2018г. на осуществление образовательной деятельности)