Меню

Сложности в общении у детей с РАС. Причины. На что опереться в работе?

Затруднение в коммуникации у детей и подростков с РАС – головная боль многих родителей и педагогов. Обусловлено оно сразу несколькими факторами. Трудность в проявлении и считываний эмоций, сенсорные нарушения, зацикленность на знакомой среде и т.д. Разберем подробнее основные пункты, помня о которых, намного удобнее выстраивать работу с ребенком, имеющим РАС или аутизм.

1. Поведенческая сверх консервативность

Особенность, при которой ребенок чувствителен к незнакомой среде. В такой ситуации все новое - стресс, а все знакомое – синоним комфорта и безопасности. Большинство детей с аутизмом имеют выраженную сверх консервативность.

Учитывая этот факт, стоит выстраивать работу с аутичным ребенком грамотно: вводите новые переменные плавно. А старые и уже понятные используйте как опору.

Например, если ребенку сложно сразу заниматься с педагогом в развивающем центре, найдите специалиста, который сможет выходить на дом. Такую помощь, кстати, предлагают некоторые поставщики соц.услуг.

Пример: в Свердловской области надомную помощь бесплатно предоставляет фонд «Я особенный» по документу ИППСУ. (Социальное обслуживание есть по всей стране и вы можете бесплатно получать помощь по ИППСУ). Если страх не такой сильный, но присутствует напряжение в новой среде, можно для поддержки взять любимые вещи ребенка, которые окружают его дома, и попросить положить на занятии рядом (в любой новой ситуации).
Создавайте элементы поддержки. Например, если малышу нравится что-то определенных фактур или какой-то серии (животные, транспорт, лего, определенный мультик), внедряйте это максимально во все новые обучающие ситуации.
Опора на понятное, знакомое, любимое – главный ориентир.

2. Сбои сенсорной системы

Люди с аутизмом испытывают очень разные сложности в части вопроса ощущения мира вокруг. Некоторые могут быть чувствительны к прикосновениям, а другие страдать от встречи с громкой музыкой или повышенным тоном.

Сверхчувствительность или, наоборот, гиперчувствительность выделяют таких людей и часто вынуждают из изолироваться.
Учитывая, что весь мир – это калейдоскоп сенсорных проявлений (шум машин, разговоры, пестрый визуальный ряд, контакты с другими людьми), неудивительно, что дети с РАС могут быстро истощаться от перегрузки сенсорных систем. Именно поэтому ребенок может просто устать, когда только приехал на занятие или быстро утомиться в процессе – когда педагог сразу дает ему много новой сенсорной информации.

Обычно дети с РАС «защищаются», стараясь спастись от раздражителей. Часто это выливается в самостимуляции, агрессию, истерики или полное отстранение. Некоторые малыши начинают делать странные движения телом, повторяя их без конца.
Поэтому всегда важно учитывать, что быстро выводит ребенка из равновесия (наблюдайте, после каких эпизодов начинаются «приступы»).

Обнаружив причину, начинайте работу. Первое - постарайтесь придумать, как ребенок сможет обезопасить себя во время такого эпизода.

Если мучает шум, можно использовать наушники. Обязательно давайте ребенку отдыхать, ни в коем случае не ругайте, когда он впадает в свои эпизоды защиты (начинает кружится, взмахивать руками, словно крылышками и т.д). Поверьте, в такие минуты организм ребенка и так сильно истощен и нуждается в самоподдержке.

С другой стороны – п
развивайте ребенка там, где он слаб. Сенсорная интеграция с грамотным специалистом поможет преодолеть сенсорные барьеры.

Вывод: если посмотреть на ситуацию с положительной стороны, при должном наблюдении очень быстро становится понятно, в каких условиях ребенку реально комфортно. А значит, взрослому рядом можно использовать это в качестве опоры. Не концентрируйтесь на всем, что ребенку сложно. Отмечайте, в каких условиях ему заниматься интересно.

3. Тип восприятия ребенка реальности вокруг

В зависимости от направления и «тяжести» аутистического спектра, можно отнести ребенка к одному из типов взаимодействия с окружающей средой.

Первый – когда мир вокруг ребенка представлен как мир предметов. Дети такой группы сосредоточены на игре и взаимодействии с предметами. Даже человек для них своего рода предмет, а не социальная фигура.

Второй тип – мир инструментов. Ребенок использует все вокруг для закрытия своих сенсорных стимуляций. Взрослый рядом также может выступать для него в роли способа погасить сенсорный интерес.
Третий тип – мир людей. Ребенок понимает, что другой человек – личность, может находить с ним контакт, понимает, какую функцию несет эта личность (родитель, педагог, друг).

При первом контакте с малышом важно понимать это и не бояться дальнейшей постепенной работы – педагог при грамотном взаимодействии может выходить для ребенка с РАС из мира предметов в мир личности. Здесь на руку играет терпение, доброжелательность, демонстрация стремлений разделить интерес ребенка, а также время и частые встречи (ребенок адаптируется и начинает выделять педагога в поле зрения).

4. Последовательность в освоении навыков

Часто у детей с аутизмом наблюдается прогресс в определенной узкой сфере, при этом что-то элементарное, что у обычных детей осваивается раньше, отсутствует.
Например, это какой-то бытовой пробел в навыках. Специалисты Прикладного анализа поведения (методика ABA) рекомендуют развивать ребенка постепенно закрывая его потребности, уходя от опасного поведения (агрессии, истерик, проработки чувства опасности, если его нет) к более сложным – навыкам самообслуживания, учебным умениям Согласитесь, если ребенок знает английский, но не может понять, как дойти до дома или не знает, когда и что ему можно поесть, качество его жизни страдает.

5. Сочетание форм работы

По международным исследованиям, детям с РАС для полной адаптации нужно около 40 часов занятий в неделю. Сюда включается самая разная работа – занятия с педагогом на индивидуальной основе, групповые встречи, занятия с родителями. Замечательных результатов достигают те дети, в семьях которых родственники сами обучаются методикам прикладного анализа поведения и могут корректно помочь сформироваться нужным навыкам.

Идеально, когда у ребенка есть индивидуальный план развития (такой может выстроить поведенческий аналитик – также специалист ABA высшего звена). Тогда вся команда, окружающая ребенка, может следовать по данному маршруту и пройти по нему очень быстро.
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda