Люди с аутизмом испытывают очень разные сложности в части вопроса ощущения мира вокруг. Некоторые могут быть чувствительны к прикосновениям, а другие страдать от встречи с громкой музыкой или повышенным тоном.
Сверхчувствительность или, наоборот, гиперчувствительность выделяют таких людей и часто вынуждают из изолироваться.
Учитывая, что весь мир – это калейдоскоп сенсорных проявлений (шум машин, разговоры, пестрый визуальный ряд, контакты с другими людьми), неудивительно, что дети с РАС могут быстро истощаться от перегрузки сенсорных систем. Именно поэтому ребенок может просто устать, когда только приехал на занятие или быстро утомиться в процессе – когда педагог сразу дает ему много новой сенсорной информации.
Обычно дети с РАС «защищаются», стараясь спастись от раздражителей. Часто это выливается в самостимуляции, агрессию, истерики или полное отстранение. Некоторые малыши начинают делать странные движения телом, повторяя их без конца.
Поэтому всегда важно учитывать, что быстро выводит ребенка из равновесия (наблюдайте, после каких эпизодов начинаются «приступы»).
Обнаружив причину, начинайте работу. Первое - постарайтесь придумать, как ребенок сможет обезопасить себя во время такого эпизода.
Если мучает шум, можно использовать наушники. Обязательно давайте ребенку отдыхать, ни в коем случае не ругайте, когда он впадает в свои эпизоды защиты (начинает кружится, взмахивать руками, словно крылышками и т.д). Поверьте, в такие минуты организм ребенка и так сильно истощен и нуждается в самоподдержке.
С другой стороны – п
развивайте ребенка там, где он слаб. Сенсорная интеграция с грамотным специалистом поможет преодолеть сенсорные барьеры.
Вывод: если посмотреть на ситуацию с положительной стороны, при должном наблюдении очень быстро становится понятно, в каких условиях ребенку реально комфортно. А значит, взрослому рядом можно использовать это в качестве опоры. Не концентрируйтесь на всем, что ребенку сложно. Отмечайте, в каких условиях ему заниматься интересно.