Шейпинг и игры на развитие эмоционально-волевой сферы
Шейпинг – процесс обучения в рамках ABA-методик, который формирует поведение с помощью положительных и отрицательных стимулов. Поиск правильных подкреплений и обнаружение точных закономерностей (того, что именно запускает поведение) – на самом деле довольная сложная задача, к которой лучше подключать ABA-специалистов, чтобы быстро и корректно проанализировать ситуацию.
В шейпинге важно учесть следующие факторы:
-Понимать, к какому результату стремимся. Как его замерить. -Обозначить точку А – из какой реакции на ситуацию/предмет мы отходим. Как ребенок ведет себя сейчас. -Сформировать цепочку верных шагов – что именно и сколько раз мы даем делать ребенку/ как сами подкрепляем нужное поведение, чтобы прийти к нашему результату. Обычно все три задачи закрывает поведенческий аналитик (куратор), который составляет индивидуальный маршрут помощи и понимает, как «подрулить», если что-то пошло не так. Для закрепления навыков социализации, умение копировать поведения старшего (важно в дальнейшем в учебе), полезно научить играть особенного ребенка в игры для эмоционально-волевой сферы.
Примеры игр и вариант обучения, шеймпинга
«Ассоциации». Один из простых видов игр для малышей: взрослый называет предмет в комнате (передает ребенку в руки мяч или игрушку) – ребенок в ответ должен назвать цвет и отдать(перекинуть) игрушку обратно. Можно делать это с другими характеристиками (количество, объем – большой или маленький, структура) Как разбить эту игру по этапам? 1. Знакомим ребенка с предметом, который будем передавать. Он не должен его раздражать. Подберите цвет и фактуру, которая приятна, не отталкивает малыша. 2. Передаем в руки. Закрепляем – выбираем нужное поощрение. Через пару дней можем попробовать поперекидывать друг другу этот предмет и/или привлечь в игру еще одного-двух участников. Повторяем еще несколько дней. 3. Параллельно учим категории, которые задействованы в игре. В данном случае – цвета. Повторяем и находим их везде. Пока гуляем, идем из магазина, сидим в другой комнате или одеваемся(на примере предметов одежды). 4. Объединяем цвета и передачу предмета в одно действие. Это может быть сложно. Не торопим. Хвалим ребенка. Даем подсказки. Радуемся любому маленькому успеху. 5. Если все получается, переносим игру в новые обстоятельства. В соседнюю комнату. Можно поиграть в гостях. Подключаем новых участников.
Из этой же серии может помочь игра «Попугай»
Цель: научить улавливать эмоциональное состояние. Взрослый произносит фразу с определенной интонацией. Дети по очереди или по одиночке должны назвать палитру интонацию. Сказано ли грустно? Вопросительно? С радостью? В качестве подсказок можно использовать картинки или похожие сценки или любимых мультиков ребенка, чтобы в центре оказался его любимый или уже знакомый персонаж. Если ребенок упорно хорошо воспринимает кого-то из окружения, привлеките этого человека в игру в качестве «друга с подсказками».
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Александрина Хаитова
Президент Фонда Социальный педагог Преподаватель ШКОЛЫ
Татьяна Шевцова
Автор образовательных программ Поведенческий аналитик, АВА-специалист Дефектолог, психолог Преподаватель ШКОЛЫ
Андрей Двинин
Стратег Фонда Бизнес-тренер Преподаватель ШКОЛЫ
Павел Акулов
Юрист Фонда Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М" Преподаватель ШКОЛЫ
Жанна Хатунцева
Автор образовательных программ Поведенческий аналитик, АВА-специалист Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
Марина Белозерова
Автор образовательных программ Специалист в области сенсорной интеграции Монтессори-педагог Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
Ольга Корупаева
Автор образовательных программ Поведенческий аналитик, АВА-специалист Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
Эльвира Ганеева
Автор образовательных программ Кандидат психологических наук ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
Алена Семенцова
Помощник Президента Фонда Психолог, дефектолог, педагог Ведущая онлайн-лекций
Игра «Повтори движение»
Ребенок выполняет определенные движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, название мебели – топнуть, одежды – присесть/поднять руку вверх. Категории можно мешать на свое усмотрение, опираясь на то, что интересно самому малышу. Одна категория может быть хорошая знакома ему (предметы), а вторую – мы только хотим развить(движения). Или наоборот! Если вы хотите обучиться методикам ABA или получить консультацию по развитию особенного ребенка (не знаете, как привить навыки, как бороться с определенным поведением), звоните: +7 999 559-66-19
Юридический адрес: 620110, г. Екатеринбург, ул. Академика Вонсовского, д. 19, кв. 221
Адрес офиса: г. Екатеринург, ул. Радищева, д. 6а, офис 704
Согласно договору с БФ "Я особенный", обучение осуществляет АНО «Спектрум-М» (лицензия №19852 от 19.11.2018г. на осуществление образовательной деятельности)