Меню

Шейпинг и игры на развитие эмоционально-волевой сферы

Шейпинг – процесс обучения в рамках ABA-методик, который формирует поведение с помощью положительных и отрицательных стимулов. Поиск правильных подкреплений и обнаружение точных закономерностей (того, что именно запускает поведение) – на самом деле довольная сложная задача, к которой лучше подключать ABA-специалистов, чтобы быстро и корректно проанализировать ситуацию.

В шейпинге важно учесть следующие факторы:

-Понимать, к какому результату стремимся. Как его замерить.
-Обозначить точку А – из какой реакции на ситуацию/предмет мы отходим. Как ребенок ведет себя сейчас.
-Сформировать цепочку верных шагов – что именно и сколько раз мы даем делать ребенку/ как сами подкрепляем нужное поведение, чтобы прийти к нашему результату.
Обычно все три задачи закрывает поведенческий аналитик (куратор), который составляет индивидуальный маршрут помощи и понимает, как «подрулить», если что-то пошло не так.
Для закрепления навыков социализации, умение копировать поведения старшего (важно в дальнейшем в учебе), полезно научить играть особенного ребенка в игры для эмоционально-волевой сферы.

Примеры игр и вариант обучения, шеймпинга

«Ассоциации». Один из простых видов игр для малышей: взрослый называет предмет в комнате (передает ребенку в руки мяч или игрушку) – ребенок в ответ должен назвать цвет и отдать(перекинуть) игрушку обратно. Можно делать это с другими характеристиками (количество, объем – большой или маленький, структура)
Как разбить эту игру по этапам?
1. Знакомим ребенка с предметом, который будем передавать. Он не должен его раздражать. Подберите цвет и фактуру, которая приятна, не отталкивает малыша.
2. Передаем в руки. Закрепляем – выбираем нужное поощрение. Через пару дней можем попробовать поперекидывать друг другу этот предмет и/или привлечь в игру еще одного-двух участников. Повторяем еще несколько дней.
3. Параллельно учим категории, которые задействованы в игре. В данном случае – цвета. Повторяем и находим их везде. Пока гуляем, идем из магазина, сидим в другой комнате или одеваемся(на примере предметов одежды).
4. Объединяем цвета и передачу предмета в одно действие. Это может быть сложно. Не торопим. Хвалим ребенка. Даем подсказки. Радуемся любому маленькому успеху.
5. Если все получается, переносим игру в новые обстоятельства. В соседнюю комнату. Можно поиграть в гостях. Подключаем новых участников.

Из этой же серии может помочь игра «Попугай»

Цель: научить улавливать эмоциональное состояние. Взрослый произносит фразу с определенной интонацией. Дети по очереди или по одиночке должны назвать палитру интонацию. Сказано ли грустно? Вопросительно? С радостью? В качестве подсказок можно использовать картинки или похожие сценки или любимых мультиков ребенка, чтобы в центре оказался его любимый или уже знакомый персонаж. Если ребенок упорно хорошо воспринимает кого-то из окружения, привлеките этого человека в игру в качестве «друга с подсказками».
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций

Игра «Повтори движение»

Ребенок выполняет определенные движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, название мебели – топнуть, одежды – присесть/поднять руку вверх. Категории можно мешать на свое усмотрение, опираясь на то, что интересно самому малышу. Одна категория может быть хорошая знакома ему (предметы), а вторую – мы только хотим развить(движения). Или наоборот!
Если вы хотите обучиться методикам ABA или получить консультацию по развитию особенного ребенка (не знаете, как привить навыки, как бороться с определенным поведением), звоните: +7 999 559-66-19
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda