Меню

Роль семьи в поведенческой терапии

Работа над развитием ребенка, в том числе ABA-терапия или прикладной анализ поведения, отлично показывает себя в ситуациях, когда внедряется системно. Очень важно, чтобы процесс формирования любых навыков становился не просто временным курсом или разовым занятием для ребенка, а превращался в единую картину. Где одни из центральных персонажей – родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, поддерживающие определенные правила игры, которые меняют поведение ребенка с ненужного на нужное.

Почему это важно?

80 % времени ребенок проводит в семье. Малыш может скопировать черты мамы и папы от природы, но вот поведение – понятие пластичное. И к сожалению или к счастью, его можно сформировать. Да! Если сейчас что-то у Вас идет не так, вы точно можете не расстраиваться. Ситуация в прямом смысле в ваших руках.

Как говорят поведенческие аналитики, с поведением не рождаются – его приобретают. Сотни закономерностей ежедневно формируют поведение ребенка – маленького и зависящего от нас, прежде всего родителей, человека. Часто семьи неосознанно, как бы случайно могут закрепить ненужное поведение и не понимать, как же потом отучить ребенка или привить ему нужное, то, что надо ( но то, что почему-то не получается). Например, ребенок кричит, а бабушка или няня от растерянности суют в руки малышу все, лишь бы успокоился. Конфету, игрушку. С точки зрения ABA, у ребенка, скорее всего, отсутствует навык просьбы. С точки зрения семьи, нужно скорее успокоить малыша любым способом. Поэтому - конфета и игрушка.

Еще пару таких ситуаций – и ребенок отчетливо понимает закономерность: кричишь = получаешь поощрение. Отлично ведь! Зачем просить спокойно? Учить слова, использовать сдержанный тон? Работает все проще. Это показывают сами взрослые! Поведение неосознанно закрепила сама семья. Часто – даже из лучших побуждений. Чтобы успокоить ребенка.

Обратный пример говорит о другом. Если вся семья использует одни правила, не давая поблажек в этой или другой ситуации – ребенок быстро хватается за новые методы, альтернативные – и тут уже педагог, поведенческий аналитик и сами родные выбирают более приемлемый вариант. То есть создается ситуация, когда мы своими руками куем новое будущее. Когда это будущее приближается всей командой, а не одним педагогом, происходит, как многие говорят, чудо.

Дети начинают говорить. Или наконец-то осваивают горшок. Кто-то прощается с истериками. А в другой семье особый ребенок наконец научился работать со школьным расписанием и больше не стрессует из-за любых перемен. В общем – меняется поведение.
Но как?

За счет закрепления на постоянной основе. Где в тех 80% случаях, то есть моментах нахождения с семьей, ребенок продолжает получать подкрепление о том, какое поведение приемлемо.

НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций

Как пошагово построить такую систему? Как понять, кто из семьи что должен делать?

Здесь поможет поведенческий аналитик- специалист высшего пилотажа в системе ABA. Это первая ступень лестницы. И вообще, если вы действительно хотите как можно быстрее помочь ребенку, лучше эту ступень не перепрыгивать.
Обращаясь к нему, семья получает полный анализ от специалиста: что может вызывать проблемы в поведении конкретно вашего ребенка, как пошагово будем с ним работать, и что должен делать каждый участник «спектакля» - кто хоть как-то взаимодействуют с ребенком. От мамы до соседей или школьной учительницы, если это нужно. Поведенческий аналитик идет от запроса родителя – что нужно сформировать у ребенка, что не устраивает, что мешает жить.

Он помогает быстро выстроить стратегию и, что важно (и абсолютно не страшно!) посмотреть на ситуацию со стороны, свежим «рабочим» взглядом. Он не будет осуждать. Он поможет. Далее, уже после анализа поведенческие аналитики или кураторы предлагают из разных методик ABA, влияющих на поведение, несколько конкретных. Затем – прописывают, как именно, в какой ситуации их применять. Кому. И как долго.
В общем, нюансы и мелочи, из которых складывается жизнь ребенка в семье и за ее пределами становятся понятными, разгаданными, а главное – подчиняемыми. Наконец, сам родитель может легко повлиять на поведение ребенка и теперь знает, как именно это сделать.

Если Вам нужна помощь поведенческого аналитика, диагноста, других специалистов или просто бесплатная консультация о доступной в вашем регионе помощи, звоните: +7 999 569-38-45


Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda