80 % времени ребенок проводит в семье. Малыш может скопировать черты мамы и папы от природы, но вот поведение – понятие пластичное. И к сожалению или к счастью, его можно сформировать. Да! Если сейчас что-то у Вас идет не так, вы точно можете не расстраиваться. Ситуация в прямом смысле в ваших руках.
Как говорят поведенческие аналитики, с поведением не рождаются – его приобретают. Сотни закономерностей ежедневно формируют поведение ребенка – маленького и зависящего от нас, прежде всего родителей, человека. Часто семьи неосознанно, как бы случайно могут закрепить ненужное поведение и не понимать, как же потом отучить ребенка или привить ему нужное, то, что надо ( но то, что почему-то не получается). Например, ребенок кричит, а бабушка или няня от растерянности суют в руки малышу все, лишь бы успокоился. Конфету, игрушку. С точки зрения ABA, у ребенка, скорее всего, отсутствует навык просьбы. С точки зрения семьи, нужно скорее успокоить малыша любым способом. Поэтому - конфета и игрушка.
Еще пару таких ситуаций – и ребенок отчетливо понимает закономерность: кричишь = получаешь поощрение. Отлично ведь! Зачем просить спокойно? Учить слова, использовать сдержанный тон? Работает все проще. Это показывают сами взрослые! Поведение неосознанно закрепила сама семья. Часто – даже из лучших побуждений. Чтобы успокоить ребенка.
Обратный пример говорит о другом. Если вся семья использует одни правила, не давая поблажек в этой или другой ситуации – ребенок быстро хватается за новые методы, альтернативные – и тут уже педагог, поведенческий аналитик и сами родные выбирают более приемлемый вариант. То есть создается ситуация, когда мы своими руками куем новое будущее. Когда это будущее приближается всей командой, а не одним педагогом, происходит, как многие говорят, чудо.
Дети начинают говорить. Или наконец-то осваивают горшок. Кто-то прощается с истериками. А в другой семье особый ребенок наконец научился работать со школьным расписанием и больше не стрессует из-за любых перемен. В общем – меняется поведение.
Но как?
За счет закрепления на постоянной основе. Где в тех 80% случаях, то есть моментах нахождения с семьей, ребенок продолжает получать подкрепление о том, какое поведение приемлемо.