Меню

Развитие сенсорики ребенка. На что обратить внимание

Сенсорное развитие имеет прямое влияние на мышление, речь, познавательную сферу любого ребенка. У детей с аутизмом, СДВГ, ментальными особенностями сенсорика часто страдает. Отсюда возникают проблемы с поведением: туалетными навыками, умениями воспринимать информацию на слух, ощущением и управлением собственным телом.

Исследования говорят о том, что разнообразие сенсорного опыта напрямую влияет на интеллектуальное развитие ребенка, его речь.
Для выполнения простейших задач в детском возрасте ребенку необходимо научиться различать и сопоставлять предметы разных цветов, форм, размеров.

Для обеспечения базовой безопасности в жизни малышу нужно научиться различать запахи, разные сигналы. Частой проблемой у аутистов становится проблема затрудненного слуха или размытого болевого порога. Очень часто родители на первых этапах могут спутать аутизм с глухотой, а нарушение болевого порога просто не заметить, пока ребенок неосознанного не нанесет вред себе.

Пик развития сенсорной базы – 2-4 года. Но первые впечатления о мире появляются в еще более раннем возрасте.

Первые месяцы жизни ребенок учится следить за яркими предметами, звуками. Работают рефлексы – ухватиться за то, что близко. Ребенок впервые ощущает свое тело в пространстве, «обнаруживает» себя – например, облизывает ручки, трогает свое лицо.

К двум-трем годам малыши должны ориентироваться в цветах, формах, могут сложить предметы, пирамидку. Сортируют предметы по 1 или двум признакам.

К 4-5 годам формируются сенсорные эталоны – понимание, как выглядят те или иные предметы. Ребенок понимает, что есть не просто цвета, а оттенки, полутона.

К 6 годам ребенок может описать предметы по разным признакам, а также воспроизвести их форму - нарисовать, слепить, рассказать, на каком расстоянии находится предмет.

Как лучше развивать сенсорику дома?

Главное - обезопасить пространство! Хорошо продумайте, как убирать предметы, когда сеанс сенсорного занятия закончился, чтобы ребенок не могу что-то случайно съесть.

1. Тактильные ощущения

-Одевайте ребенка в разную одежду – пусть она будет разных цветов и фактур. Давайте трогать и свою одежду, находите общие черты между образами мамы и ребенка;

-Познавайте мир руками – лепите – из глины, мягкого пластилина, сортируйте, перебирайте, купите слайм!

-Качайтесь на качелях, фитболе, если есть возможность, купите небольшой батут или сухой бассейн;

-Давайте пальчикам ног и рук ощущать разные по температуре и фактуре предметы – тут можно использовать специальные дорожки-коврики или просто использовать камешки, бусинки, гулять по траве;

-Создайте дома сенсорную коробочку – пополняйте ее разными небольшими материалами разных структур. Выкладывайте на стол по одному или несколько и обсуждайте, изучайте, трогайте. Можно собрать текстуры прямо дома – щетка, кусочек бумаги, ткань, ватный диск, полотенце, стеклянные шарики, крупы в отдельных баночках;

-Обязательно делайте зарядку, а после – небольшой массаж с помощью разных роликов и шариков. С легкого массажа можно также начинать пробуждение.

Во время зарядки можно озвучивать стороны и действия – вверх, вниз, вправо, влево, тянемся сильнее, слабее и т.д.;
-Аккуратно проводите по телу разными предметами – кисточкой, расческой, чаще принимайте ванны, чтобы ребенок больше взаимодействовал с водой. Можно использовать в досуге разные безопасные краски и дать ребенку себя разрисовать;

2. Вкус и запах

-Заведите коробку с ароматами – положите туда душистое мыло, мяту, можно пропитать ватные диски разными аромамаслами из аптеки, положите крупы, специи или сушенные фрукты – они тоже имеют свой аромат;

-Вместе готовьте пищу и обсуждайте ароматы – от грибного супа до выпечки;

-Давайте пробовать ребенку на вкус новую пищу, если у него появляется интерес;

-Учите соотносить характеристики и предметы еды (сладкий, горький, соленый);

- Максимально наполняйте рацион ребенка разной едой – чередуйте ее каждый день. Обсуждайте, какая еда и почему ему нравится больше. Ведите дневник пищевого поведения. Прививайте правильное пищевое поведение с детства;

3. Зрение

-Самый лучший способ развить зрение – открывать ребенку мир. Ходить по новым местам. Гулять в разное время дня. Естественные цвета деревьев, люди, здания, природа помогут малышу напитаться впечатлениями и увидеть жизнь наяву. Живая прогулка – в сотни раз лучше домашнего досуга!

-Периодически чередуйте в комнате тон освещения. Используйте разные светильники по отдельности или в сочетании. В детской можно завести мини-прожектор или наклеить на потолок светящиеся в темноте звездочки;

-Используйте фонарики для игр. Можно освещать светом правильный ответ (в ряду предметов) или устроить квест с поиском подсказок в темной комнате;

-Постарайтесь сопоставлять детские картинки и увиденное в реальной жизни – так образ будет закрепляться лучше и малыш будет знать, как тот или иной объект выглядит в жизни;

-Показывайте предметы на разном удалении для тренировки фокуса и ориентира в пространстве;

-Показывайте контрастные картинки, изучайте цвета и полутона. Приводите примеры из жизни. Если изучаем голубой цвет – просим найти в доме предметы такого цвета и принести их;

4. Слух

-Говорите! Как можно больше и обо всем. Есть даже такой тренинг – выбираете любую тему и вещаете 3 минуты без остановки. Вам – тренировка навыка импровизации, ребенку – захватывающая связная речь взрослого;

-Пробуйте включать разную музыку. Не ограничивайтесь классикой. Знакомьте ребенка с джазом или отдельными инструментами оркестра. Сегодня слушаем несколько произведений со скрипкой, завтра - с гитарой.

-Купите глюкофон– убаюкивающий звук поможет не только успокоиться, но и заинтересоваться новыми звуковыми ощущениями. Играть, кстати, может и сам ребенок!

Помните, что можно при воспитании ребенка можно и нужно использовать сенсорные поощрения. За любую выполненную задачу ребенка может ждать сюрприз в виде приятного для него ощущения. Это может быть игрушка-антистресс или поход в парк развлечений.

Для подбора верного поощрения можно использовать методики ABA, Больше о них можно узнать в Школе "Я особенный": +7 999 559-66-19
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda