Сенсорное развитие имеет прямое влияние на мышление, речь, познавательную сферу любого ребенка. У детей с аутизмом, СДВГ, ментальными особенностями сенсорика часто страдает. Отсюда возникают проблемы с поведением: туалетными навыками, умениями воспринимать информацию на слух, ощущением и управлением собственным телом.
Исследования говорят о том, что разнообразие сенсорного опыта напрямую влияет на интеллектуальное развитие ребенка, его речь.
Для выполнения простейших задач в детском возрасте ребенку необходимо научиться различать и сопоставлять предметы разных цветов, форм, размеров.
Для обеспечения базовой безопасности в жизни малышу нужно научиться различать запахи, разные сигналы. Частой проблемой у аутистов становится проблема затрудненного слуха или размытого болевого порога. Очень часто родители на первых этапах могут спутать аутизм с глухотой, а нарушение болевого порога просто не заметить, пока ребенок неосознанного не нанесет вред себе.
Пик развития сенсорной базы – 2-4 года. Но первые впечатления о мире появляются в еще более раннем возрасте.
Первые месяцы жизни ребенок учится следить за яркими предметами, звуками. Работают рефлексы – ухватиться за то, что близко. Ребенок впервые ощущает свое тело в пространстве, «обнаруживает» себя – например, облизывает ручки, трогает свое лицо.
К двум-трем годам малыши должны ориентироваться в цветах, формах, могут сложить предметы, пирамидку. Сортируют предметы по 1 или двум признакам.
К 4-5 годам формируются сенсорные эталоны – понимание, как выглядят те или иные предметы. Ребенок понимает, что есть не просто цвета, а оттенки, полутона.
К 6 годам ребенок может описать предметы по разным признакам, а также воспроизвести их форму - нарисовать, слепить, рассказать, на каком расстоянии находится предмет.