Меню

Развитие речи у ребенка. Этапы, особенности, советы

Речь – высшая психическая функция человека. Наше сокровище и дар. С прикладной точки зрения, речевые навыки – важный фактор, по которому можно отследить развитие ребенка.

Из чего складывается речь?

Как считают профессионалы, на данную функцию влияют сразу несколько аспектов. Это:
-Физиология. Речь связана с телом, развитием мозга. Отсюда связь мелкой моторики и развития когнитивных, речевых способностей. Рассматривая развитие с этой стороны, играйте с ребенком с первых месяцев рождения в пальчиковые игры. Делайте массаж рук и ног, подключайте девайсы вроде су-джок, а как только ребенок чуть подрастет перебирайте мелкие крупы, пуговицы и прочую мелочь. Уделяйте этому несколько минут в день – и результат в виде прогресса мышления и улучшения речи не заставит себя ждать.
-Анатомические аспекты. Строение организма индивидуально. Многие нарушения могут возникнуть из-за некорректно сформированного речевого аппарата, нарушений дыхания. Учитывайте это при анализе вашей ситуации. В случае наличия особенностей речевого аппарата, врачи могут посоветовать, как именно можно улучшить ситуацию и как в дальнейшем корректировать развитие мышц лицевого аппарата.
-Социальный и эмоциональные аспекты. Ребенок с первых месяцев жизни изучает мир вокруг с помощью разных сенсорных систем. Первые его учителя – мимика и реакция родителей, затем – поведение новых людей. Эмоции считываются визуально, аудиально, тактильно. Не жалейте эмоций при общении с ребенком. Говорите. Пойте. Проговаривайте. Используйте большой спектр интонаций. Кстати, замечено, что дети могут неосознанно повторять дефекты речи родителей, даже если могут обойтись без них. Это как раз социальный компонент – быть максимально похожим на маму или папу. Поэтому есть смысл до рождения или вовремя взросления ребенка работать и над своей речью тоже.
80% жизненно важных навыков ребенок осваивает в первых 3 года жизни. Один из этих навыков – умение общаться с миром вокруг. Заявлять о себе, просить, отдавать, договариваться.
Часто у девочек речь появляется быстрее в связи с более ускоренным созреванием структур мозга, но мальчики способны догнать их чуть позже в своем темпе.
Если ребенок не проходит первые стадии – вы не наблюдаете лепета, слогов, первых слов, обязательно обратитесь к нескольким специалистам: неврологу, психиатру, психологу, сурдологу.
Это важно, чтобы вовремя увидеть, что может идти не так, найти первопричину, если она есть.
Не норма слышать от специалиста отговорок вроде «ничего, заговорит»! Можно не дождаться и пропустить важный этап развития. Помните: к трем годам уже завершается период раннего детства, которые нужен человеку для освоения базы – навыков коммуникации с миром.

Нормы развития индивидуальны, но общие ориентиры развития речи следующие:
0 – 2 месяца. Крик и плач – заявление о дискомфорте, потребности.
2 – 3 месяца. Гуление – проявление отдельных гласных звуков. Ребенок впервые работает с интонацией, понимает, когда к нему обращаются.
3 – 6 месяцев. Лепет. Первые «разговоры» с сами собой, реакция на обращения. Ребенок поворачивается в ту сторону, откуда идет звук. Замирает, если что-то прогремело рядом. Идет узнавание своего имени.
6 месяцев. Первые слоги.
7 – 9 месяцев. Объединение слогов.
9 – 11 месяцев. Имитация и повторение звуков за взрослыми. Понимает значение «нет»
11 – 13 месяцев. Простые осмысление слова, состоящие из двух слогов –«мама», «тетя» и т.д Есть интерес к книжкам.

До года ребенок очень старается освоить начальную речь. Помогайте ему в этом с помощью ответных ярких реакций на его усердия. Смотрите в глаза, активно кивайте, реагируйте на каждое его слово, агуканье. Дополнительно развивайте сенсорные ощущения – вкладывайте в руки ребенка предметы разных фактур, температур. Насыщайте его опыт своими объятиями (этого много не бывает!). Включайте спокойную классическую музыку, знакомьте со звуками бытовой техники, природы, включайте «белый шум». Сейчас есть много приложений для телефона, которые содержат целые подборки для развития слуха!

1, 5 года – повтор простых часто звучащих дома слов. Понимает, какие части тела есть и указывает на них.

2 года. Словарный запас около 30 слов. Может отвечать на простые вопросами жестом, словом. Соедияются простые конструкции: «Баба, дай», «где мама?», «хочу тут». Семья уже различает большинство слов ребенка, в норме он может значить больше 150 слов. Ребенок использует в речи прилагательные, предлоги и местоимения.

3 года. Появляются предложения, состоящие более чем из двух слов. Ребенок легко пародирует и запоминает все, что видит вокруг. Малыш может высказать любые простые просьбы, общается со своими игрушками, тянется к другим детям, с удовольствием общается дома с родными, ждет их реакции.

Рекомендация: В 1-3 года старайтесь говорить полными предложениями. Ясно и четко. Не сюсюкайтесь, а говорите стройно, не сокращая речь. Это будет стимулировать ребенка говорить полными фразами.
Для дополнительного развития речи, не забывайте уделять особое внимание физическим навыкам. Водите ребенка на плавание, массаж, занимайтесь дома.

Кто быстрее начинает говорить мальчики или девочки?

Разные исследования показывают, что девочки обычно начинают говорить немного раньше, чем мальчики. Это может быть связано с тем, что у девочек в среднем более развиты языковые навыки и общение. Девочки часто начинают использовать слова и фразы в более раннем возрасте и быстрее развивают словарный запас.

Однако, важно помнить, что каждый ребенок индивидуален. Развитие речи зависит от множества факторов, включая наследственность, среду и общение с окружающими. Хотя статистически девочки могут начинать говорить немного раньше, это не означает, что мальчики не смогут достигнуть таких же результатов. Каждому ребенку нужно предоставлять поддержку и стимуляцию для развития его языковых навыков в его собственном темпе.
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций

Как еще помочь ребенку развивать речь?

  • Читайте книжки, включайте аудиокниги, когда сами не можете читать.
  • Покупайте развивающие игры. Например, домик с разными сенсорными вставками – шнурками, задвижками, окошками. Ребенок может занять себя им на какое-то время и проведет его с пользой. В первые месяцы жизни развивайте зрение - сначала черно-белыми абстрактными карточками(фигуры, комбинации), потом вводя новые цвета.
  • Учите рифмованные стишки, они отлично «ложатся» на слух.
  • Играйте в интерактивные игры типа «Кто в домике живет?». Задавайте наводящие вопросы и предлагайте варианты. Показывайте результат, доставая из домика/коробки правильный ответ – представленный в объемном виде.
  • -Подкрепляйте знания разными способами. Если изучаете животных, произносите звуки сами, предлагайте повторить ребенку, включайте оригинальные звуки, показывайте самих животных в виде игрушек, картинок, в реальном виде – с помощью кадров из док.фильмов или мультиков.
  • -Развивайте дыхание. Задуйвайте свечи, одуванчики, сдувайте с рук лепесток или перышко. Мыльные пузыри – отрада двойная: для глаз и новых впечатлений, и для дыхания. Используйте трубочки для бульканья в стакане.
  • -Не забывайте про традиционные артикуляционные «часики» (язык вправо-влево), "Прятки" (показываем язык, потом прячем), «заборчик» (показываем зубы), «Воздушный шарик» (Надуваем щеки и лопаем их ладошками), «Как вкусно!» (облизываем губы), «Гармошку» (вытягиваем губы).
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda