Как считают профессионалы, на данную функцию влияют сразу несколько аспектов. Это:
-Физиология. Речь связана с телом, развитием мозга. Отсюда связь мелкой моторики и развития когнитивных, речевых способностей. Рассматривая развитие с этой стороны, играйте с ребенком с первых месяцев рождения в пальчиковые игры. Делайте массаж рук и ног, подключайте девайсы вроде су-джок, а как только ребенок чуть подрастет перебирайте мелкие крупы, пуговицы и прочую мелочь. Уделяйте этому несколько минут в день – и результат в виде прогресса мышления и улучшения речи не заставит себя ждать.
-Анатомические аспекты. Строение организма индивидуально. Многие нарушения могут возникнуть из-за некорректно сформированного речевого аппарата, нарушений дыхания. Учитывайте это при анализе вашей ситуации. В случае наличия особенностей речевого аппарата, врачи могут посоветовать, как именно можно улучшить ситуацию и как в дальнейшем корректировать развитие мышц лицевого аппарата.
-Социальный и эмоциональные аспекты. Ребенок с первых месяцев жизни изучает мир вокруг с помощью разных сенсорных систем. Первые его учителя – мимика и реакция родителей, затем – поведение новых людей. Эмоции считываются визуально, аудиально, тактильно. Не жалейте эмоций при общении с ребенком. Говорите. Пойте. Проговаривайте. Используйте большой спектр интонаций. Кстати, замечено, что дети могут неосознанно повторять дефекты речи родителей, даже если могут обойтись без них. Это как раз социальный компонент – быть максимально похожим на маму или папу. Поэтому есть смысл до рождения или вовремя взросления ребенка работать и над своей речью тоже.
80% жизненно важных навыков ребенок осваивает в первых 3 года жизни. Один из этих навыков – умение общаться с миром вокруг. Заявлять о себе, просить, отдавать, договариваться.
Часто у девочек речь появляется быстрее в связи с более ускоренным созреванием структур мозга, но мальчики способны догнать их чуть позже в своем темпе.
Если ребенок не проходит первые стадии – вы не наблюдаете лепета, слогов, первых слов, обязательно обратитесь к нескольким специалистам: неврологу, психиатру, психологу, сурдологу.
Это важно, чтобы вовремя увидеть, что может идти не так, найти первопричину, если она есть.
Не норма слышать от специалиста отговорок вроде «ничего, заговорит»! Можно не дождаться и пропустить важный этап развития. Помните: к трем годам уже завершается период раннего детства, которые нужен человеку для освоения базы – навыков коммуникации с миром.
Нормы развития индивидуальны, но общие ориентиры развития речи следующие:
0 – 2 месяца. Крик и плач – заявление о дискомфорте, потребности.
2 – 3 месяца. Гуление – проявление отдельных гласных звуков. Ребенок впервые работает с интонацией, понимает, когда к нему обращаются.
3 – 6 месяцев. Лепет. Первые «разговоры» с сами собой, реакция на обращения. Ребенок поворачивается в ту сторону, откуда идет звук. Замирает, если что-то прогремело рядом. Идет узнавание своего имени.
6 месяцев. Первые слоги.
7 – 9 месяцев. Объединение слогов.
9 – 11 месяцев. Имитация и повторение звуков за взрослыми. Понимает значение «нет»
11 – 13 месяцев. Простые осмысление слова, состоящие из двух слогов –«мама», «тетя» и т.д Есть интерес к книжкам.
До года ребенок очень старается освоить начальную речь. Помогайте ему в этом с помощью ответных ярких реакций на его усердия. Смотрите в глаза, активно кивайте, реагируйте на каждое его слово, агуканье. Дополнительно развивайте сенсорные ощущения – вкладывайте в руки ребенка предметы разных фактур, температур. Насыщайте его опыт своими объятиями (этого много не бывает!). Включайте спокойную классическую музыку, знакомьте со звуками бытовой техники, природы, включайте «белый шум». Сейчас есть много приложений для телефона, которые содержат целые подборки для развития слуха!
1, 5 года – повтор простых часто звучащих дома слов. Понимает, какие части тела есть и указывает на них.
2 года. Словарный запас около 30 слов. Может отвечать на простые вопросами жестом, словом. Соедияются простые конструкции: «Баба, дай», «где мама?», «хочу тут». Семья уже различает большинство слов ребенка, в норме он может значить больше 150 слов. Ребенок использует в речи прилагательные, предлоги и местоимения.
3 года. Появляются предложения, состоящие более чем из двух слов. Ребенок легко пародирует и запоминает все, что видит вокруг. Малыш может высказать любые простые просьбы, общается со своими игрушками, тянется к другим детям, с удовольствием общается дома с родными, ждет их реакции.
Рекомендация: В 1-3 года старайтесь говорить полными предложениями. Ясно и четко. Не сюсюкайтесь, а говорите стройно, не сокращая речь. Это будет стимулировать ребенка говорить полными фразами.
Для дополнительного развития речи, не забывайте уделять особое внимание физическим навыкам. Водите ребенка на плавание, массаж, занимайтесь дома.