1. Цикличность в занятиях
Идите навстречу своему ребёнку. Попросите учителя не ругать его за «неученические позы» и в целом быть лояльнее к ученику. Часто детям с СДВГ удобнее учиться, именно стоя. Они могут махать ногой, пока пишут или решают задачку в тетради, но, как ни странно, это помогает им успокоиться и совсем не мешает верно отвечать на вопрос.
Например, на уроках можно давать гиперактивным детям дополнительные задачки – разнести тетрадки, зачитать перед классом условие задания, попросить следить за чистотой доски перед каждым уроком. Это поможет систематически внедрять маленькую ответственность и вырабатывать дисциплину :) Дома также можно придумать список дел, за которые будет отвечать только ребёнок: вымыть посуду, накрыть на стол, накормить домашнего питомца и т.д. Обязательно хвалите ребёнка за выполнение любой, даже самой простой задачки. Можно даже придумать систему поощрений (об этом мы расскажем подробнее ниже!).
Можно визуализировать расписание и оформить его в небольшую самодельную книжку. Ребенок может обращаться к ней, когда забыл о своих обещаниях и следующих этапах дня. Сначала следует напоминать о таком расписании и вместе составлять его, разглядывать. Также можно повесить план недели на стену и оформить его в виде сменных наклеек. Тогда расписание можно будет корректировать, добавлять туда новые дела или заменять устаревшие задачи на актуальные. Туда же можно добавить столбцы для жетонов, за которые в итоге ребёнок сможет получить поощрение.
Помните, что вашему ребёнку действительно сложно. И его несобранность - не плохое воспитание или придумки. Ребёнку нужна мотивация! Найдите то, что очень нравится вашему чаду и подкрепляйте результат. Договоритесь, что именно ребенок получит за следование режиму/договоренностям в конце дня или недели, (например, если вы используете жетонную систему поощрения). Это не обязательно должно быть вещественное вознаграждение – призом может стать совместная активность. Например, выход в городской парк, качание на качелях вместе со взрослым. Такой досуг заодно укрепит ваши отношения и поможет выплеснуться энергии ребенка :)
Не пренебрегайте сенсорной интеграцией – это не просто хаотичное занятие, а вполне системный урок, направленный на проработку определенных ощущений. Понимание устройства своего тела, движений позитивно влияет на поведение малыша, его бытовые навыки и формирование, как личности.
Обязательно отрабатывайте и закрепляйте нужные навыки с помощью ABA-терапии. Прикладной анализ поведения направлен на индивидуальное формирование у ребенка нужных в жизни умений. В первую очередь, это научение безопасному в обществе поведению и устранение опасных, агрессивных эпизодов. Также с помощью ABA можно сформировать бытовые, коммуникативные и академические навыки – умение читать, писать, слушать речь взрослого, быть более дисциплинированным и послушным и т.д. Поведенческий аналитик может построить конкретный план действий для вашей ситуации и поможет воплотить его в жизнь.
9. Не вываливайте на ребёнка сразу все задачи
Давайте ребёнку задания порционно. Начните с одной задачи, добейтесь исполнения, похвалите и только потом переходите к следующему пункту. Давайте такие цепочки заданий дома. Убедитесь, что они посильны малышу. По такому принципу в целом строится обучение навыкам: мы разбиваем большой навык на маленькие действия, начинаем с самого простого и мелкими шагами двигаемся к запоминанию всего блока.
Дайте ребёнку почувствовать вашу заботу и опору. Если у него случился приступ агрессии или истерика из-за школьных трудностей – сначала успокойте малыша (ровный тон голоса, объятия). Обязательно скажите, что понимаете и принимаете его чувства. Проговорите каждое из них. Ребенок успокоится, когда поймет, что вы разделяете его эмоции. Затем плавно разберите ситуацию – что привело к ней, что не устроило малыша и как это можно исправить. Повторяйте логические выводы несколько раз, пока плавно не убедите ребенка. Старайтесь в целом не реагировать резко и поддерживайте ребёнка. Мир и так бывает жесток и несправедлив к нему. Вы нужны вашему ребёнку.
Помните, что получить консультацию поведенческого специалиста или самостоятельно обучиться ABA-терапии можно в Школе «Я особенный»! Оставьте заявку или позвоните по телефону: +7 999 559-66-19
Мы поможем вашему ребёнку!