Меню

Проблемы у ребёнка с СДВГ в школе: усидчивость и решение конфликтов

СДВГ – актуальный вопрос XXI века. Синдром дефицита внимания и гиперактивность встречается у 5 %, а по некоторым исследованиям - у 10% детей. Что стоит учитывать развитии и обучении таких ребят?

1. Цикличность в занятиях

Мозг ребенка с СДВГ не может сосредотачиваться на информации слишком долго. Обычно такой ученик может быть усидчив циклами – по 5-10 минут, а затем у него неизбежно возникнет желание «отдыхать». Такой отдых выглядит как переключение внимания, когда ребенок резко перестает слушать учителя, не слушается. Основную нагрузку стоит давать таким детям в начале занятия. А циклы обучения разбавлять физ. минутками или творческими паузами (например, попросить раскрасить небольшую картинку, слепить из пластилина человечка, соединить картинку по точкам-цифрам, пропеть припев любимой песенки). Тот же самый принцип применяется и на занятиях дома.

2. Устранить отвлекающие факторы (или минимизировать)

Если речь о занятии в школе - посадите ребенка за первую парту. Отлично, если рядом не будет отвлекающих факторов – яркого шкафа, окна, узоров на обоях, говорливого соседа и т.п. Аналогичным образом строятся занятия дома: в идеале, если на фоне не говорит телевизор, и к ребёнку не подбегает постоянно младший брат или сестра. Нашему ученику и так трудно сконцентрироваться. И здесь задача взрослого - научить ребёнка быть не отвлекаться и "собирать себя". Для начала в относительно "лёгких" условиях. Когда ребёнок научится заниматься в такой обстановке, ему будет проще адаптироваться и к любой другой среде.
3. Ослабьте давление

Идите навстречу своему ребёнку. Попросите учителя не ругать его за «неученические позы» и в целом быть лояльнее к ученику. Часто детям с СДВГ удобнее учиться, именно стоя. Они могут махать ногой, пока пишут или решают задачку в тетради, но, как ни странно, это помогает им успокоиться и совсем не мешает верно отвечать на вопрос.

4. Направьте энергию ребёнка в нужное русло

Например, на уроках можно давать гиперактивным детям дополнительные задачки – разнести тетрадки, зачитать перед классом условие задания, попросить следить за чистотой доски перед каждым уроком. Это поможет систематически внедрять маленькую ответственность и вырабатывать дисциплину :) Дома также можно придумать список дел, за которые будет отвечать только ребёнок: вымыть посуду, накрыть на стол, накормить домашнего питомца и т.д. Обязательно хвалите ребёнка за выполнение любой, даже самой простой задачки. Можно даже придумать систему поощрений (об этом мы расскажем подробнее ниже!).

5. Приучайте ребёнка к режиму и расписанию

Можно визуализировать расписание и оформить его в небольшую самодельную книжку. Ребенок может обращаться к ней, когда забыл о своих обещаниях и следующих этапах дня. Сначала следует напоминать о таком расписании и вместе составлять его, разглядывать. Также можно повесить план недели на стену и оформить его в виде сменных наклеек. Тогда расписание можно будет корректировать, добавлять туда новые дела или заменять устаревшие задачи на актуальные. Туда же можно добавить столбцы для жетонов, за которые в итоге ребёнок сможет получить поощрение.

6. Закрепляйте результат и поощряйте ребёнка

Помните, что вашему ребёнку действительно сложно. И его несобранность - не плохое воспитание или придумки. Ребёнку нужна мотивация! Найдите то, что очень нравится вашему чаду и подкрепляйте результат. Договоритесь, что именно ребенок получит за следование режиму/договоренностям в конце дня или недели, (например, если вы используете жетонную систему поощрения). Это не обязательно должно быть вещественное вознаграждение – призом может стать совместная активность. Например, выход в городской парк, качание на качелях вместе со взрослым. Такой досуг заодно укрепит ваши отношения и поможет выплеснуться энергии ребенка :)

7. "Настройте сенсорику"

Не пренебрегайте сенсорной интеграцией – это не просто хаотичное занятие, а вполне системный урок, направленный на проработку определенных ощущений. Понимание устройства своего тела, движений позитивно влияет на поведение малыша, его бытовые навыки и формирование, как личности.

8. Отрабатывайте и закрепляйте навыки с помощью АВА-терапии

Обязательно отрабатывайте и закрепляйте нужные навыки с помощью ABA-терапии. Прикладной анализ поведения направлен на индивидуальное формирование у ребенка нужных в жизни умений. В первую очередь, это научение безопасному в обществе поведению и устранение опасных, агрессивных эпизодов. Также с помощью ABA можно сформировать бытовые, коммуникативные и академические навыки – умение читать, писать, слушать речь взрослого, быть более дисциплинированным и послушным и т.д. Поведенческий аналитик может построить конкретный план действий для вашей ситуации и поможет воплотить его в жизнь.

9. Не вываливайте на ребёнка сразу все задачи

Давайте ребёнку задания порционно. Начните с одной задачи, добейтесь исполнения, похвалите и только потом переходите к следующему пункту. Давайте такие цепочки заданий дома. Убедитесь, что они посильны малышу. По такому принципу в целом строится обучение навыкам: мы разбиваем большой навык на маленькие действия, начинаем с самого простого и мелкими шагами двигаемся к запоминанию всего блока.

10. Хвалите и обнимайте ребёнка

Дайте ребёнку почувствовать вашу заботу и опору. Если у него случился приступ агрессии или истерика из-за школьных трудностей – сначала успокойте малыша (ровный тон голоса, объятия). Обязательно скажите, что понимаете и принимаете его чувства. Проговорите каждое из них. Ребенок успокоится, когда поймет, что вы разделяете его эмоции. Затем плавно разберите ситуацию – что привело к ней, что не устроило малыша и как это можно исправить. Повторяйте логические выводы несколько раз, пока плавно не убедите ребенка. Старайтесь в целом не реагировать резко и поддерживайте ребёнка. Мир и так бывает жесток и несправедлив к нему. Вы нужны вашему ребёнку.

Помните, что получить консультацию поведенческого специалиста или самостоятельно обучиться ABA-терапии можно в Школе «Я особенный»! Оставьте заявку или позвоните по телефону: +7 999 559-66-19


Мы поможем вашему ребёнку!

НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda