Меню

"Не понимаю, когда моему сыну больно. Он не говорит, поэтому сказать о травме не может. Что делать?"

Это одна из возможных ситуаций, в которую может попасть особенный ребенок, у которого нет речи или слабое умение объясняться. И в этом случае ребёнку значительно сложнее, чем взрослому. Если наша боль невыносима, мы раздражаемся, плачем, кричим. Особенные дети - тоже, но в отличие от взрослых, многие дети не могут сказать "у меня болит живот". Что же тогда делать?
Решение есть!

Прежде, чем мы приступим к разбору возможных ситуаций, давайте рассмотрим простой пример.

Вы включаете малышу мультики, он проникается к главным героям, кто-то из них становится любимым. А потом ребенок наблюдает ситуацию, когда его фаворит сообщает о боли. Вербально или нет - неважно, он дает понять своим друзьям или родителям, что прямо сейчас его переполняют разные эмоции. И здесь мы дадим вам подсказку: понаблюдайте с ребенком за тем, как персонажи показывают, что им что-то не нравится, или как они испытывают боль. А потом заметьте, не использует ли ваш ребенок тот же способ? Например, малыш в мультике закричал, когда упал с велосипеда, а ваш ребенок кричит, когда что-то болит. Это первая ниточка, которая даст вам понять, что происходит.
Мы рекомендуем больше проговаривать, описывать то, что вы можете понять с полуслова, а вот сыну или дочке нужно больше времени для осознания происходящего. Заболел у ребенка живот, появился болючий синяк, он не может прямо сказать, но показать или произнести одно слово, по которому вы точно поймете, что сейчас ребенку плохо - легко. Это вторая ниточка: слово или жест. Да, произносите слова "больно", "боль", "болею", когда вы точно знаете, что не все в порядке. Такой подход очень важен, он подготовит ребенка к моментам, когда боль не будет видна, но будет внутри. Ребенку не понравится испытываемое ощущение, как когда-то не нравилось видимое вам нарушение (синяк или ранка). Он "скажет", что болит.
Но важно понимать, что детям с аутизмом может быть больно не из-за физических травм, а из-за нехватки сенсорных ощущений. Это может приводить к проблемам с пищеварением. И необходимо отличать физическую боль и реакцию на отсутствие стимулов. Для точной трактовки нужно обучить ребенка правильно называть/понимать части тела.

И здесь в игру вступают карточки PECS. Это такой универсальный формат общения, когда речь ребенка ограничена. Если у него что-то болит, но он не может сказать, что именно, вместе учитесь пользоваться подсказками. На карточке, которая у вас ассоциируется с болью, может быть изображена таблетка или пластырь. Объяснить ребенку, что эту карточку нужно показать маме, когда внутри у малыша что-то болит, ноет, тянет. А когда подобное действие закрепится в поведение ребенка, изучайте области тела. Вы можете показать карточку, а потом рукой указывать на ногу, голову, живот и т.д. Пока ребенок не поймет, что перечисляемые вами области такие же, как у него, и вы пытаетесь найти боль - он не будет давать вам четкий ответ. Изучайте ребенка, чтобы знать о возможных причинах внутреннего недуга.
Мы понимаем, что на это уйдет не день и не два, но способ работает. И с "легкими" нарушениями, и с тяжелыми детками.

Кстати, карточки PECS - раздел, который изучается на курсе онлайн-школы "Я особенный". Мы обучаем родителей АВА-терапии (прикладной анализ поведения) и ищем пути, как налаживать коммуникацию с малышом, корректировать его поведение и помогаем стать сопровождающим своего ребенка в садике или школе.

Подробнее о курсах: https://yaosobenniy.su/abba

Если вам нужно связаться с координатором Школы и лично обсудить нюансы, то можете звонить или писать по номеру: +7 999 559-66-19
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda