Меню

Навыки самообслуживания у детей с аутизмом. Подсказки родителям.

Базовые навыки самообслуживания – основа самостоятельности малыша. Без нее ребенку будет крайне тяжело находится отдельно от взрослого. Данный вид навыков формирует дисциплину, последовательность, ответственность за свои первые самостоятельные действия. Все это помогает прививать и более сложные умения – академические, которые понадобятся в будущем.

При формировании навыков самообслуживания у детей с РАС или аутизмом учитывайте следующие этапы работы

1. Формирование контакта между взрослым и ребенком. Отзеркаливайте позы малыша, выбирайте только положительный тон и похвалу, подносите предметы на уровень своих глаз, если ребенок с трудом устанавливает зрительный контакт. Подбирайте режим занятий и обстановку, согласно предпочтениям ребенка – он должен чувствовать себя безопасно, учитывайте его сенсорные особенности;

2. Устанавливайте руководящий контроль, чтобы ребенок слушался вас в важных и критических ситуациях (если с этим проблемы, сформировать поможет ABA-специалист. Не стесняйтесь обратиться за консультацией!);

3. Отрабатывайте привычки постоянно. Если мы учим ребенка мыть руки с мылом, следим за последовательным исполнением везде, где можем и просим помощи там, где нас нет (у бабушки в гостях, воспитателя). Выбранный план должен выполняться всегда, без исключений, так как ребенок не сможет понять, например, почему в одной ситуации он получает поощрение, а в другой такой же – нет. Алгоритм важен и следить за ним должен именно взрослый;

4. Параллельно развивайте мелкую и крупную моторику, а также играйте в сенсорные игры, все это влияет на работу мозга;

5. Используйте комплексную помощь. Помните, что сила - в постоянстве и частоте эпизодов по закреплению навыков. Не бойтесь комбинировать разные навыки, они могут дополнять друг друга;

6. Помните, что обучение у детей с РАС – строго индивидуальная история. Тщательно продумайте, что любит и не любит ваш ребенок, на что реагирует остро, а что дается ему с удовольствием. Используйте все, что нравится ему наощупь/вкус/запах в пользу обучения – внедряйте это в качестве поощрений или в процессе самого обучения;

Подсказки по формированию разных навыков (примеры)

Учимся мыть руки:

-Начинаем подготовку со знакомством и работы с водой – выясняем, какая температура наиболее комфортна для ребенка. Взаимодействуем с водой через разные игры – «Рыбалка»(удочки и рыбка на магните)/окрашивание воды/ замки из пены в ванной (можно использовать разные бомбочки для ванн)/переливания из одной емкости в другую/переливание через дуршлак/микс воды и других материалов – камешков, ракушек(перебираем/вылавливаем ручками в тазике с водой);

-Знакомим ребенка с визуальным расписанием – каждое действие печатаем в качестве визуальных карточек (изображающих каждый шаг: раковина – включение воды – мыло в руках – руки с пеной – время намыливания – снова кран с водой – закрываем кран – протираем руки полотенцем);

-Параллельно отрабатываем само движение с мытьем рук без предметов, а также нажатие на дозатор (можно повторять и закреплять его в разных местах, как можно чаще);

-Отрабатывайте навык с реально грязными руками – после рисовашек/ лепки/ когда ребенок поел что-то;

-В ванной также можно разместить доску с липучками и наклейками-смайлами. Каждый раз, когда ребенок помыл руки, он может сам приклеить смайл на доску, что будет означать выполненную процедуру. В конце дня можно давать небольшой приз за выполнение определенного количества процедур;

-Если ребенок привязан к определенной игрушке, строим обучение через эту игрушку;

Учимся обуваться (липучки и шнурки)

В подготовке используем разные упражнения:

А) Отдельно тренируемся застегивать липучки (доски с липучками – даем несколько раз в день). В случае со шнурками – пробуем шнуровать на куклах, отдельных ботиночках. Продевать через любые отверстия нитки и шнурки можно в качестве дополнительной нагрузки (подойдет дуршлаг, сетка от фруктов);

Б) Визуальное расписание – каждый шаг визуализирован. Можно сфотографировать конкретные ботиночки и шнурки и ножки самого ребенка, место, где он их надевает (прихожая);

В) В коридоре можно расположить контейнер с поощрением. Каждый раз, когда ребенок выполняет упражнение или обувается перед выходом, он может взять себе предмет из контейнера (для интереса положите туда разные сюрпризы);

Учимся чистить зубы/мыться

-Предметы, которые будем использовать на тренировках и жизни покупаем любимого цвета ребенка (можно посмотреть, что он сам берет в свободное время в руки – какого цвета эти предметы);

-Включаем ребенка в процесс и вместе идем покупать щетку или принадлежности для мытья;

-Если ребенок по какой-то причине боится воды/ванны, начинаем обучение в комфортной для него обстановке – в его комнате или кухне. Постепенно передвигаем ванночку, тазик в сторону туалетной комнаты. Шум воды можно также включать издалека, из другой комнаты, пока ребенок занят чем-то приятным для него;

-Используем все тоже визуальное расписание. Можно подготовить картинки, где главный герой, выполняющий действий, - любимый персонаж ребенка;

-Отдельно отрабатываем движения по чистке зубов;

-Дополнительно отрабатываем сенсорные ощущения – набираем в рот воду и выплевываем, делаем простую логопедическую зарядку губами. В случае с обучением мыться – отрабатываем отдельно использование полонтеца, выдавливания геля для душа или шампуня, открытие и закрытие крана. Соединяем действия в цепочку, когда каждый отдельный навык отработан хорошо;

Если самим вам трудно привить ребенку навыки самообслуживания, всегда можно обучиться методикам коррекции поведения – Прикладному анализу поведения(ABA). Другой вариант – обратиться за консультацией к поведенческому аналитику – он поможет вам составить конкретный план развития для ребенка, прописав, как именно закреплять интересующие вас навыки. Узнать подробнее о методике бесплатно можно в Школе «Я особенный» по телефону: +7 999 559-66-19.
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda