Учимся мыть руки:
-Начинаем подготовку со знакомством и работы с водой – выясняем, какая температура наиболее комфортна для ребенка. Взаимодействуем с водой через разные игры – «Рыбалка»(удочки и рыбка на магните)/окрашивание воды/ замки из пены в ванной (можно использовать разные бомбочки для ванн)/переливания из одной емкости в другую/переливание через дуршлак/микс воды и других материалов – камешков, ракушек(перебираем/вылавливаем ручками в тазике с водой);
-Знакомим ребенка с визуальным расписанием – каждое действие печатаем в качестве визуальных карточек (изображающих каждый шаг: раковина – включение воды – мыло в руках – руки с пеной – время намыливания – снова кран с водой – закрываем кран – протираем руки полотенцем);
-Параллельно отрабатываем само движение с мытьем рук без предметов, а также нажатие на дозатор (можно повторять и закреплять его в разных местах, как можно чаще);
-Отрабатывайте навык с реально грязными руками – после рисовашек/ лепки/ когда ребенок поел что-то;
-В ванной также можно разместить доску с липучками и наклейками-смайлами. Каждый раз, когда ребенок помыл руки, он может сам приклеить смайл на доску, что будет означать выполненную процедуру. В конце дня можно давать небольшой приз за выполнение определенного количества процедур;
-Если ребенок привязан к определенной игрушке, строим обучение через эту игрушку;
Учимся обуваться (липучки и шнурки)
В подготовке используем разные упражнения:
А) Отдельно тренируемся застегивать липучки (доски с липучками – даем несколько раз в день). В случае со шнурками – пробуем шнуровать на куклах, отдельных ботиночках. Продевать через любые отверстия нитки и шнурки можно в качестве дополнительной нагрузки (подойдет дуршлаг, сетка от фруктов);
Б) Визуальное расписание – каждый шаг визуализирован. Можно сфотографировать конкретные ботиночки и шнурки и ножки самого ребенка, место, где он их надевает (прихожая);
В) В коридоре можно расположить контейнер с поощрением. Каждый раз, когда ребенок выполняет упражнение или обувается перед выходом, он может взять себе предмет из контейнера (для интереса положите туда разные сюрпризы);
Учимся чистить зубы/мыться
-Предметы, которые будем использовать на тренировках и жизни покупаем любимого цвета ребенка (можно посмотреть, что он сам берет в свободное время в руки – какого цвета эти предметы);
-Включаем ребенка в процесс и вместе идем покупать щетку или принадлежности для мытья;
-Если ребенок по какой-то причине боится воды/ванны, начинаем обучение в комфортной для него обстановке – в его комнате или кухне. Постепенно передвигаем ванночку, тазик в сторону туалетной комнаты. Шум воды можно также включать издалека, из другой комнаты, пока ребенок занят чем-то приятным для него;
-Используем все тоже визуальное расписание. Можно подготовить картинки, где главный герой, выполняющий действий, - любимый персонаж ребенка;
-Отдельно отрабатываем движения по чистке зубов;
-Дополнительно отрабатываем сенсорные ощущения – набираем в рот воду и выплевываем, делаем простую логопедическую зарядку губами. В случае с обучением мыться – отрабатываем отдельно использование полонтеца, выдавливания геля для душа или шампуня, открытие и закрытие крана. Соединяем действия в цепочку, когда каждый отдельный навык отработан хорошо;
Если самим вам трудно привить ребенку навыки самообслуживания, всегда можно обучиться методикам коррекции поведения – Прикладному анализу поведения(ABA). Другой вариант – обратиться за консультацией к поведенческому аналитику – он поможет вам составить конкретный план развития для ребенка, прописав, как именно закреплять интересующие вас навыки. Узнать подробнее о методике бесплатно можно в Школе «Я особенный» по телефону: +7 999 559-66-19.