Меню

Методы поведенческой терапии при аутизме. Главное.

Кому подходит поведенческая терапия – ABA-методика (Прикладной анализ поведения)? Детям и подросткам с любыми нарушениями развития. Будь то СДВГ, синдром Дауна, задержка психического развития, речи или аутизм. Эти и другие особенности развития хоть и имеют разные причины возникновения, но последствия у них часто одни – нарушение коммуникативных, бытовых, академических навыков. Проще говоря, отсутствие тех или иных важных умений.
Поведенческая терапия впервые была использована в работе с детьми с РАС и остается главным способом помощи людям с таким диагнозом. Вылечить аутизм, расстройство аутистического спектра с помощью ABA нельзя (единого лекарства до сих пор не найдено), однако, скорректировать особенности поведения, которые накладывает РАС, можно.

Какие принципы закладываются в ABA-методику в роли помощи людям с аутизмом?

Первое. Даже если причина РАС неизвестна - коррекция возможна.
Со всеми живыми существами работает принцип поощрения и мотивации. Одинаковых детей с РАС нет, поэтому найти и сформировать ту самую систему мотивации, работающую с вашим ребенком, требует труда и времени. Однако выстроив верный вектор (определив цели и способы, периодизацию мотивации), можно достичь нужного результата. В этом смысле важно обратиться к поведенческому аналитику – именно этот специалист может разработать маршрут помощи для конкретного ребенка. Определить, что из ABA-методик будут применять специалисты и родители, как именно нужно изменить среду вокруг ребенка, чтобы изменился он сам. Поведенческий аналитик в этом смысле – человек с картой в руках. Чтобы не терять времени в поисках и суете, лучше сразу обратиться к нему за консультацией.

Второе. Коррекцией в рамках прикладного анализа поведения могут и должны заниматься не только специалисты, но и родители.
Чем чаще мы закрепляем навык (по определенной схеме, созданной поведенческим аналитиком), тем скорее достигнем эффекта. Занятия в классе – это здорово. Но все остальное время ребенок находится с вами, родителями. Используйте каждую возможность, чтобы закрепить то, над чем трудится педагог. Практика показывает, что там, где включается вся семья, все окружение ребенка, последствия аутизма можно скорректировать крайне успешно.

Третье. Аутизм выражается в искаженно переработанных сигналах извне. Дети с РАС иначе обрабатывают визуальные, аудиальные, тактильные потоки информации. И в рамках ABA-терапии работать можно именно с налаживанием этих процессов – то есть помогать развивать те или иные способы восприятия, адаптировать ребенка к миру.

Основываясь на данных принципах, в рамках применения ABA-методик используются разные методы – вознаграждения, шейпинг (разбивка формирования поведения на этапы), фэйдинг (поэтапное отстранение дополнительно введенной помощи) и другое.
Терапия начинается прежде всего со сбора данных – тесты, опрос родителей и формирования целей.

В общем смысле обычно цели делятся на две категории.
1. Цель устранить нежелательное поведение (агрессия, эпизоды самоповреждений)
2. Цель сформировать нужное поведение (умение коммуницировать на базовом уровне, умение самостоятельно умываться и т.д.(отталкиваемся от индивидуального запроса).

Как правило, если у ребенка есть опасное поведение (направленное, на него самого или других), коррекцию поведения начинают именно с устранения такого поведения. Если ребенок наносит вред себе или, к примеру, кусает других, мы не можем говорить о работе над дальнейшими навыками. Сначала важно устранить то, что может сильно навредить ему в любой момент. Таким поведением может стать неконтролируемая ребенком ярость, самостимуляции, стереотипии. Здесь в методы коррекции может включаться сенсорная терапия, переключения внимания на подкрепление альтернативных способов поведения, сочетание ABA-методик с медицинской терапией.
Безусловно, к ABA-терапии могут подключаться и игровая терапия, сенсорная интеграция, спорт, музыкальная терапия. Все это – развивающие и дополнительные стимулирующие к самовыражению методики.

Кроме того, внутри данных дисциплин помощи можно внедрять методики ABA – например, на секции плавания тренер может по просьбе родителей и поведенческого аналитика, сформировавшего маршрут помощи, использовать определенные поощрения, подчеркивать успехи ребенка нужным для терапии образом.
Прикладной анализ поведения удобен гибкостью и вариативностью методов.

С одними детьми отлично работают сенсорные поощрения, другим на пути к навыкам помогают визуальные расписания, третьи справляются с трудностями после полного включения родителей (когда сам взрослый перестраивает поведение и способ коммуникации).

Если вам нужна консультация о поведении вашего ребенка и способах помощи, обращайтесь в Школу «Я особенный»: +7 999 559-66-19
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda