Первое. Даже если причина РАС неизвестна - коррекция возможна.
Со всеми живыми существами работает принцип поощрения и мотивации. Одинаковых детей с РАС нет, поэтому найти и сформировать ту самую систему мотивации, работающую с вашим ребенком, требует труда и времени. Однако выстроив верный вектор (определив цели и способы, периодизацию мотивации), можно достичь нужного результата. В этом смысле важно обратиться к поведенческому аналитику – именно этот специалист может разработать маршрут помощи для конкретного ребенка. Определить, что из ABA-методик будут применять специалисты и родители, как именно нужно изменить среду вокруг ребенка, чтобы изменился он сам. Поведенческий аналитик в этом смысле – человек с картой в руках. Чтобы не терять времени в поисках и суете, лучше сразу обратиться к нему за консультацией.
Второе. Коррекцией в рамках прикладного анализа поведения могут и должны заниматься не только специалисты, но и родители.
Чем чаще мы закрепляем навык (по определенной схеме, созданной поведенческим аналитиком), тем скорее достигнем эффекта. Занятия в классе – это здорово. Но все остальное время ребенок находится с вами, родителями. Используйте каждую возможность, чтобы закрепить то, над чем трудится педагог. Практика показывает, что там, где включается вся семья, все окружение ребенка, последствия аутизма можно скорректировать крайне успешно.
Третье. Аутизм выражается в искаженно переработанных сигналах извне. Дети с РАС иначе обрабатывают визуальные, аудиальные, тактильные потоки информации. И в рамках ABA-терапии работать можно именно с налаживанием этих процессов – то есть помогать развивать те или иные способы восприятия, адаптировать ребенка к миру.
Основываясь на данных принципах, в рамках применения ABA-методик используются разные методы – вознаграждения, шейпинг (разбивка формирования поведения на этапы), фэйдинг (поэтапное отстранение дополнительно введенной помощи) и другое.
Терапия начинается прежде всего со сбора данных – тесты, опрос родителей и формирования целей.
В общем смысле обычно цели делятся на две категории.
1. Цель устранить нежелательное поведение (агрессия, эпизоды самоповреждений)
2. Цель сформировать нужное поведение (умение коммуницировать на базовом уровне, умение самостоятельно умываться и т.д.(отталкиваемся от индивидуального запроса).
Как правило, если у ребенка есть опасное поведение (направленное, на него самого или других), коррекцию поведения начинают именно с устранения такого поведения. Если ребенок наносит вред себе или, к примеру, кусает других, мы не можем говорить о работе над дальнейшими навыками. Сначала важно устранить то, что может сильно навредить ему в любой момент. Таким поведением может стать неконтролируемая ребенком ярость, самостимуляции, стереотипии. Здесь в методы коррекции может включаться сенсорная терапия, переключения внимания на подкрепление альтернативных способов поведения, сочетание ABA-методик с медицинской терапией.
Безусловно, к ABA-терапии могут подключаться и игровая терапия, сенсорная интеграция, спорт, музыкальная терапия. Все это – развивающие и дополнительные стимулирующие к самовыражению методики.
Кроме того, внутри данных дисциплин помощи можно внедрять методики ABA – например, на секции плавания тренер может по просьбе родителей и поведенческого аналитика, сформировавшего маршрут помощи, использовать определенные поощрения, подчеркивать успехи ребенка нужным для терапии образом.
Прикладной анализ поведения удобен гибкостью и вариативностью методов.
С одними детьми отлично работают сенсорные поощрения, другим на пути к навыкам помогают визуальные расписания, третьи справляются с трудностями после полного включения родителей (когда сам взрослый перестраивает поведение и способ коммуникации).
Если вам нужна консультация о поведении вашего ребенка и способах помощи, обращайтесь в Школу «Я особенный»: +7 999 559-66-19