Поведенческая терапия, она же ABA-терапия, он же Прикладной анализ поведения – это методика коррекции любого поведения у детей.
ABA-методика нужна, чтобы устранить то, что ребенку мешает – например, истерики, агрессию, акты самоагрессии, непослушание и т.д.
А также, чтобы разобраться, как сформировать нужное поведение и навыки. Разброс тут огромный, все зависит от конкретного случая.
Кто-то не может самостоятельно приучить ребенка с аутизмом к горшку, научить туалетным навыкам.
Кто-то не знает, как научить ребенка самостоятельно есть.
Кто-то уже прошел эти бытовые ступеньки и нуждается в коррекции академического поведения - то есть умения слушать, воспринимать инструкции и речь взрослого, следовать указаниям педагога, просто спокойно сидеть за столом.
Кто-то использует ABA для развития навыков речи. Если ребенок не говорящий – для формирования навыков альтернативной коммуникации (система PECS).
На данный момент ABA-терапия/ Прикладной анализ поведения - это единственная методика с доказанной эффективностью.
Что это значит? Действия и эффект от них, применяемые к ребенку в рамках ABA-методик, можно замерить. Буквально понять и просчитать:
-Что мы сделали – что получили;
-Сколько раз надо отточить навык, чтобы он закрепился в любой новой среде;
-Какие поощрения мы используем и что получаем каждый конкретный раз;
-Через сколько недель, месяцев и при какой интенсивности воздействия мы получаем нужный эффект;
В идеале применение ABA – это не когда вы просто водите ребенка в центр, где используют эту технологию пару раз в неделю.
ABA-терапия это про постоянство и системность. Про формирование среды по закреплению важных навыков на ежедневной основе.
А кто находится с ребенком каждый день? Правильно – его семья.
Для эффективного внедрения ABA-терапии семье с ребенком с РАС нужна помощь нескольких специалистов.
И прежде всего, поведенческого аналитика.
Он собирает полную картину ситуации, учитывая все сильные стороны ребенка, все недочеты и промахи, разбирается с ситуациями неудач. Например, когда мы просим и не получаем отклика/когда запускается истерика ни с того, ни с сего/когда ребенок вдруг начинает проявлять агрессию или испуг/когда ребенок отстраняется и не идет на контакт.
В общем – поведенческий аналитик, он же куратор, составляет карту ситуацию и карту маршрута, которая пошагово расскажет нам, что и как делать. Поверьте: это – важно.
Часть задач по отработке навыков берут на себя педагоги, которые занимаются в центре или дома, часть – члены семьи. Те, кто так или иначе соприкасается с жизнью малыша.
Поведенческий аналитик сопровождает семью все это время – он буквально держит руку на пульсе. Если предположения по внедрению определенных методов (сенсорных поощрений, методов выстраивания руководящего контроля, формы визуального сопровождения т.д) не подходят, аналитик меняет стратегию или разбирается в том, верно ли применялись рекомендации.
Командная работа, безусловно, требует ресурсов. Ключевое слово – работа. Да, она займет время и сил, но поверьте, в случае с ребенком, страдающим от поведенческих проблем, в интересах всей семьи, как можно скорее наладить его жизнь, адаптировать и помочь в социализации. Ведь с каждым годом задач для ребенка будет все больше.
Также альтернативный или сопутствующий способ помощь – это самостоятельное обучение принципам и методикам ABA. Их можно освоить на разных курсах. Фонд «Я особенный» предлагает онлайн-курсы с обратной связью в Школе «Я особенный» - здесь вас сопровождает куратор, помогая на вашем примере (конкретно с ситуацией вашего ребенка) разобраться, как можно решить проблемы с поведением.
По итогам курса вы получаете сертификат (Школа имеет образовательную лицензию) и главное – умеете применять основные методики ABA, которые работают конкретно в вашей ситуации.