Меню

Лечение аутизма. Методы помощи детям с РАС.

Прежде чем говорить о помощи детям с аутизмом и РАС, надо уяснить два популярных среди профильных специалистов тезиса. Первый: аутизм – не болезнь, а расстройство. Оно проявляется на фоне определенного «основного» заболевания, нарушения развития (может быть обнаружено на иммунном, генетическом, психическом уровне и т.д). Второй тезис. Единой таблетки от РАС (расстройство аутистического спектра) пока нет, поэтому люди с таким расстройством имеют ряд специфических нарушений поведения всю жизнь. Следовательно, нуждаются в поддержке многие годы. Нарушения поддаются коррекции, что позволяет выравнивать уровень комфорта жизни у таких людей, социализируя их и приближая к обычной модели поведения. Так как же помочь ребенку с РАС?

Чем раньше начнется коррекция вокруг ребенка с РАС и формирование развивающей среды – тем лучше. Мы рассмотрим основные шаги, которые стоит предпринять родителю, чтобы оперативно и качественно помочь своему ребенку.

Правило первое - хорошая медицинская помощь. Ищем первопричину.

Аутизм – спутник основного заболевания, пролечив которое, можно значительно снизить проявления расстройства. Часто у детей с РАС при тщательном обследовании можно обнаружить нарушения работы кишечного тракта, заболевания иммунной системы, генетические сбои, нарушения работы разных отделов мозга.

Именно поэтому первый шагом при проявлении симптомов РАС для родителя должен стать плановый осмотр у ряда врачей. Это может быть терапевт, психиатр, невролог, гастроэнтеролог, сурдолог, иммунолог, генетик. В идеале – посетить всех этих врачей и сдать необходимые анализы на предмет нарушений работы разных систем.

Когда ответ получен – начинаем активную работу со слабой зоной. Параллельно ведем дневник наблюдений - отслеживаем, как прием тех или иных препаратов сопрягается с поведением ребенка, его самочувствием – как он ест, меняются ли его предпочтения, реакции.

Правило второе - выстраиваем поведенческую терапию

Поведенческая терапия, она же ABA-терапия, он же Прикладной анализ поведения – это методика коррекции любого поведения у детей.

ABA-методика нужна, чтобы устранить то, что ребенку мешает – например, истерики, агрессию, акты самоагрессии, непослушание и т.д.

А также, чтобы разобраться, как сформировать нужное поведение и навыки. Разброс тут огромный, все зависит от конкретного случая.

Кто-то не может самостоятельно приучить ребенка с аутизмом к горшку, научить туалетным навыкам.

Кто-то не знает, как научить ребенка самостоятельно есть.

Кто-то уже прошел эти бытовые ступеньки и нуждается в коррекции академического поведения - то есть умения слушать, воспринимать инструкции и речь взрослого, следовать указаниям педагога, просто спокойно сидеть за столом.

Кто-то использует ABA для развития навыков речи. Если ребенок не говорящий – для формирования навыков альтернативной коммуникации (система PECS).

На данный момент ABA-терапия/ Прикладной анализ поведения - это единственная методика с доказанной эффективностью.

Что это значит? Действия и эффект от них, применяемые к ребенку в рамках ABA-методик, можно замерить. Буквально понять и просчитать:

-Что мы сделали – что получили;

-Сколько раз надо отточить навык, чтобы он закрепился в любой новой среде;

-Какие поощрения мы используем и что получаем каждый конкретный раз;

-Через сколько недель, месяцев и при какой интенсивности воздействия мы получаем нужный эффект;

В идеале применение ABA – это не когда вы просто водите ребенка в центр, где используют эту технологию пару раз в неделю.

ABA-терапия это про постоянство и системность. Про формирование среды по закреплению важных навыков на ежедневной основе.
А кто находится с ребенком каждый день? Правильно – его семья.

Для эффективного внедрения ABA-терапии семье с ребенком с РАС нужна помощь нескольких специалистов.

И прежде всего, поведенческого аналитика.
Он собирает полную картину ситуации, учитывая все сильные стороны ребенка, все недочеты и промахи, разбирается с ситуациями неудач. Например, когда мы просим и не получаем отклика/когда запускается истерика ни с того, ни с сего/когда ребенок вдруг начинает проявлять агрессию или испуг/когда ребенок отстраняется и не идет на контакт.

В общем – поведенческий аналитик, он же куратор, составляет карту ситуацию и карту маршрута, которая пошагово расскажет нам, что и как делать. Поверьте: это – важно.

Часть задач по отработке навыков берут на себя педагоги, которые занимаются в центре или дома, часть – члены семьи. Те, кто так или иначе соприкасается с жизнью малыша.

Поведенческий аналитик сопровождает семью все это время – он буквально держит руку на пульсе. Если предположения по внедрению определенных методов (сенсорных поощрений, методов выстраивания руководящего контроля, формы визуального сопровождения т.д) не подходят, аналитик меняет стратегию или разбирается в том, верно ли применялись рекомендации.

Командная работа, безусловно, требует ресурсов. Ключевое слово – работа. Да, она займет время и сил, но поверьте, в случае с ребенком, страдающим от поведенческих проблем, в интересах всей семьи, как можно скорее наладить его жизнь, адаптировать и помочь в социализации. Ведь с каждым годом задач для ребенка будет все больше.

Также альтернативный или сопутствующий способ помощь – это самостоятельное обучение принципам и методикам ABA. Их можно освоить на разных курсах. Фонд «Я особенный» предлагает онлайн-курсы с обратной связью в Школе «Я особенный» - здесь вас сопровождает куратор, помогая на вашем примере (конкретно с ситуацией вашего ребенка) разобраться, как можно решить проблемы с поведением.
По итогам курса вы получаете сертификат (Школа имеет образовательную лицензию) и главное – умеете применять основные методики ABA, которые работают конкретно в вашей ситуации.

Какие еще методики существуют для помощи детей с РАС?

Еще одна методика – программа TEACCH. Во многих принципах она плотно пересекается с методикой ABA.

В ее основе принцип о грамотном формировании среды вокруг ребенка с РАС. Такая среда требует особого подхода – например, нужно корректно обустроить учебное пространство для ребенка, чтобы в нем не было раздражителей (элементарно – ребенок не любит определенные цвета, его пугает шум улицы, и эти факторы нужно учесть).

Сам процесс обучения должен быть максимально предсказуемым, ведь дети с аутизмом очень сложно адаптируются к новому. В этом помогают визуальные подсказки, которые также используются в ABA.

Еще одно сходство – особое внимание уделяется навыкам самообслуживания, ведь без них невозможно адекватное «продвижение» по следующим потребностям – социализации, навыкам учебным. Бытовая «основа» должна быть закрыта в первую очередь.
Основная цель программы – создание необходимых условий людям с РАС для достижения ими максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни.

Факторы воздействия, влияющие на вероятность РАС у ребенка

Вероятность развития расстройства аутистического спектра (РАС) у ребенка может быть обусловлена множеством факторов, которые включают как генетические, так и средовые влияния.

Генетическая предрасположенность - исследования показывают, что наличие близких родственников с РАС может повысить вероятность того, что ребенок также будет иметь это расстройство. Генетические факторы играют важную роль в развитии РАС, хотя точные механизмы еще изучаются.

Средовые факторы - экологические и средовые условия также могут влиять на риск РАС. Влияние факторов окружающей среды, таких как токсичные вещества, инфекции во время беременности или стрессы, может увеличивать вероятность развития расстройства.

Факторы беременности - определенные обстоятельства во время беременности, включая возраст матери, наличие осложнений или определенные медицинские условия, могут быть связаны с повышенным риском РАС.

Развитие нервной системы - нарушения в развитии мозга и нервной системы могут способствовать появлению симптомов РАС. Это может включать аномалии в структуре или функции мозга, которые влияют на развитие социальных и коммуникативных навыков.

Социальные и культурные факторы - хотя влияние социальных и культурных факторов на развитие РАС менее очевидно, существуют данные, что поддержка и раннее вмешательство могут улучшить результаты у детей с предрасположенностью к РАС.

Важно понимать, что РАС возникает в результате взаимодействия множества факторов, и один фактор сам по себе не является причиной расстройства. Ранняя диагностика и поддержка могут помочь детям с РАС развивать свои навыки и достигать максимального потенциала.
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций

Среди ведущих кирпичиков фундамента программы можно выделить

Формирование структуры времени (визуальное расписание, приучение и адаптация к определенной последовательности, которая будет понятна ребенку с РАС, позволит чувствовать себя безопаснее);

Формирование определенного пространства (комфортная и подходящая под конкретного ребенка среда – понятная для него, не травмирующая, содержащая зоны отдыха, помогающие конкретному ребенка расслабиться);

Простраивание видов деятельности (выстраивание определенных логичных и понятных для ребенка процедур в разных сферах – уход за собой, за домом, обучение, игра);

Методика Томатис – стимуляция работы мозга, работа с функциями систем восприятия. Процедура проводится с помощью специальных наушников, которые передают определенные звуковые сигналы.

Важно понимать, что и Томатис – не абсолютная панацея, которая «вылечит» аутизм и его последствия в виде нарушений поведения. Однако данная методика может стать сопутствующим инструментом для активации мозговой деятельности особенного ребенка. Часто он используется семьями, как дополнительная поддержка развития, параллельно с ABA-терапией.

Сенсорная интеграция – еще один дополнительный инструмент, который также частично входит в ABA-терапию (в Прикладном анализе поведения часто есть узкие специалисты, работающие конкретно с сенсорными каналами).

Почему это важно? Тело и мозг работают в связке. А сенсорные нарушения у детей с РАС часто становятся запускающим фактором того или иного поведения.

Например, ребенок может резко начать кричать, хотя «ничего такого не произошло». При подробном анализе ситуации, может выясниться, что ребенок кричит, когда за окном летит самолет или хлопает соседская дверь – мы забываем, что ребенок с РАС, в отличие от нас, может утрированно слушать шум.

Или другая ситуация. Ребенок плохо себя ведет, а родитель наказывает его хлопками. И если разобраться, возможно, ребенок в целом плохо ощущает свое тело и такие хлопки, в разрез с ожиданиями, наоборот, очень нравятся ему! Они вовсе не вызывают чувства наказания!

Как следствие - малыш будет повторять эпизоды плохого поведения, чтобы родитель снова и снова хлопал его или зажимал. Так, благая цель родителя наказать за плохое становится… поощрением. Проработав сенсорные нарушения (у всех они свои), можно снять большую долю поведенческих проблем и наладить жизнь ребенка.

Если вашей семье нужна консультация по развитию ребенка, вы не знаете, как конкретно помочь малышу, обращайтесь за бесплатной консультацией по номеру: +7 999 559-66-19

Мы подскажем все возможные варианты!
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda