В ходе обучения в садике или школе любому ребенку важно освоить три формы поведения – осмысленное (ребенок понимает, что он – источник поведения), надситуативное (в меняющихся обстоятельствах он способен оставаться собой), инициативное (ребенок сам проявляет инициативу, понимает, где это уместно). Ученый В.М.Бехтероев отмечал, что для владения ситуацией должна быть выстроена работа на трех уровнях – в области ума, воли и чувств. Если что-то из этого недостаточно развито, ребенку будет сложно адаптироваться к нахождению во внешнем мире.
Особенным детям мешать могут такие проявления, как агрессия (в том числе самоагрессия и неспособность ее контролировать), гиперактивность (переизбыток чувств, ведущий к импульсивности и непредсказуемости действий), излишняя изоляция, отрешенность (неспособность ребенка взаимодействовать с другими, быть вовлеченным в общее действие в социуме).
Чаще всего, для коррекции и формирования нужного поведения педагогами используется игротерапия, а также арт-терапия.
Цель игровой терапии, в первую очередь, психологическая – дать возможность прожить через игру моменты, которые волнуют ребенка. Уже затем через данную методику можно показать ребенку определенные жизненные ситуации и роли в них. Среди игровой терапии выделяют:
- недирективную (терапевтическая, в центре всего – личность ребенка);
- директивную (в центре процесса педагог, за которым ребенок учиться повторять действия);
- смешанную игротерапию;
Цели любой игротерапии могут сводиться к выработке самостоятельности, ощущению ребенка себя (принятию своих эмоций, тела).
Арт-терапия также помогает ребенку более подробно познакомиться со своими чувствами, развить самостоятельность, фантазию.
Однако обе эти методики не всегда сразу «срабатывают» с особенными детьми, имеющими в силу диагнозом (например, РАС) все ту же отрешенность, привычку уходить «в свой мир», нестабильную сенсорную систему, мешающую им освоить базовые навыки, которые их сверстники схватывают с 1 раза.
Часто для включения в игротерапию или в арт-терапию, особенному ребенку не хватает важных навыков. Не закрыты базовые пробелы.
Например, это неумение слушать других, спокойно сидеть за столом, излишняя эмоциональность вызванная раздражением от новой непривычной среды, неумение выразить то, что хочется (часто дети кричат не из-за вредности, а потому что не научены просить спокойно).
Согласитесь, когда даже один из этих пунктов не доработан любой специалисту будет сложнее строить занятие.
Именно поэтому так важно формирование базовых навыков. С этой задачей можно работать с помощью Прикладного анализа поведения или ABA-терапии.
Специалисты ABA помогают создать вокруг ребенка максимально комфортную среду, учитывающую все особенности малыша. Они разрабатывают карту маршрута, в которой указано, какие навыки и с помощью каких инструментов ABA-терапии можно сформировать. Четко прописывают – сколько времени на это уйдет и какая помощь должна идти со стороны других специалистов и родителей.
ABA-терапия – не дрессировка. Это индивидуальная четко выверенная методика, применимая для каждого отдельного ребенка. Освоив основные инструменты ABA, педагог или родители, используют в работе с ребенком только те методики и приемы, которые работают именно с ним.