Меню

Для чего придумали карточки ПЕКС, и почему их стоит использовать

Коммуникация – высшая психическая функция человека, наш дар и помощник в жизни. Нарушения речи у детей с ОВЗ – очень частый случай, с которым вполне реально справится. Карточки PECS – проверенный способ альтернативной коммуникации, который активно помогает неговорящим людям во всем мире.
Дословно PECS – коммуникационная система обмена изображениями. Замена слов на визуальный образ кажется банальным и очевидным способом. Однако этот процесс требуют времени и индивидуального подхода, поддержки со стороны профессионала, знакомого в прикладным анализом поведения (ABA), поведенческого аналитика.
Зато результат – адаптированный к жизни ребенок и спокойная семья.
Впервые придумали чудо-карточки в середине 80-ых годов XX века. Использовались они изначально в работе с аутистами в США, потом стали применятся с людьми с совершенно разными особенностями. В книге «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)» логопеда Лори Фрост и доктором философии Энди Бонди хорошо описан процесс применения карточек.


Области применения метода карточек ПЕКС

Метод карточек ПЕКС (Picture Exchange Communication System) используется для помощи людям с нарушениями коммуникации, особенно детьми с аутизмом и другими расстройствами развития. Этот метод основывается на использовании изображений для улучшения общения и обмена информацией.

Образование и развитие навыков общения - ПЕКС помогает детям научиться выражать свои потребности и желания через обмен карточками с изображениями. Это эффективный способ для развития базовых навыков общения, таких как просьбы о предметах или действиях.

Коррекция поведения - метод ПЕКС может использоваться для управления поведением и улучшения социальных навыков. Он помогает детям понять, как правильно взаимодействовать с окружающими и как получить желаемое без негативного поведения.
Поддержка в повседневной жизни - ПЕКС может быть применен в различных ситуациях повседневной жизни, таких как в домашней обстановке, в школе или на занятиях. Он помогает детям организовывать свои задачи и распознавать различные события и действия.

Интеграция в терапию - ПЕКС часто используется в комплексной терапии, где сочетается с другими методами и техниками. Это помогает детям интегрировать новые навыки и использовать их в различных контекстах.

Развитие независимости - использование карточек ПЕКС способствует развитию независимости у детей, позволяя им лучше выражать свои потребности и участвовать в деятельности, которая требует общения.

Для чего необходимы карточки ПЕКС

Главная цель внедрения PECS - облегчить неговорящему ребенку жизнь:
А)Снять стресс и беспокойство
Б)Сформировать умение доносить свои мысли до мира
Ведь пока он не научится выражать то, что хочет (от физических потребностей до коммуникативных, душевных), останутся и последствия – истерики, нежелательное поведение. Любое плохое, неприемлемое поведение очень часто – просто причина недопониманий между ребенком и миром вокруг. Не знаешь, как сказать – кричи, ложись на пол, дергай маму в неподходящий момент. Привлекай внимание любым способом.

Как выглядят карточки ПЕКС?

По-разному. Их можно оформить на обычных листах. Можно на липучках, магнитах и т.д. Поле для карточек тоже разное – от обычного стола, где ребенок выкладывает последовательность карточек, до магнитной доски, специального альбома, куда, можно налепить ряд картинок. Их можно заказать на маркетплейсах (стоимость от 1000 до 2000 р.) или сделать самим. Для более взрослых детей или подростков, освоивших гаджеты, можно скачать приложение на смартфон.
Найти картинки можно в открытом доступе в Интернете. Обычно они разбиты по темам: одежда, еда, глаголы-действия и т.д.


Что карточки дают ребенку?

-Помогают запомнить, как отдельные слова, так и систему построения предложений
-Ребенок будет чувствовать себя более уверенным и самостоятельным
-Исчезает потребность проявлять нежелательное поведение, так как у ребенка появляется альтернативный способ взаимодействия


НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda