Меню

Для чего придумали карточки ПЕКС, и почему их стоит использовать

Коммуникация – высшая психическая функция человека, наш дар и помощник в жизни. Нарушения речи у детей с ОВЗ – очень частый случай, с которым вполне реально справится. Карточки PECS – проверенный способ альтернативной коммуникации, который активно помогает неговорящим людям во всем мире.
Дословно PECS – коммуникационная система обмена изображениями. Замена слов на визуальный образ кажется банальным и очевидным способом. Однако этот процесс требуют времени и индивидуального подхода, поддержки со стороны профессионала, знакомого в прикладным анализом поведения (ABA), поведенческого аналитика.
Зато результат – адаптированный к жизни ребенок и спокойная семья.
Впервые придумали чудо-карточки в середине 80-ых годов XX века. Использовались они изначально в работе с аутистами в США, потом стали применятся с людьми с совершенно разными особенностями. В книге «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)» логопеда Лори Фрост и доктором философии Энди Бонди хорошо описан процесс применения карточек.


Для чего необходимы карточки ПЕКС

Главная цель внедрения PECS - облегчить неговорящему ребенку жизнь:
А)Снять стресс и беспокойство
Б)Сформировать умение доносить свои мысли до мира
Ведь пока он не научится выражать то, что хочет (от физических потребностей до коммуникативных, душевных), останутся и последствия – истерики, нежелательное поведение. Любое плохое, неприемлемое поведение очень часто – просто причина недопониманий между ребенком и миром вокруг. Не знаешь, как сказать – кричи, ложись на пол, дергай маму в неподходящий момент. Привлекай внимание любым способом.

Как выглядят карточки ПЕКС?

По-разному. Их можно оформить на обычных листах. Можно на липучках, магнитах и т.д. Поле для карточек тоже разное – от обычного стола, где ребенок выкладывает последовательность карточек, до магнитной доски, специального альбома, куда, можно налепить ряд картинок. Их можно заказать на маркетплейсах (стоимость от 1000 до 2000 р.) или сделать самим. Для более взрослых детей или подростков, освоивших гаджеты, можно скачать приложение на смартфон.
Найти картинки можно в открытом доступе в Интернете. Обычно они разбиты по темам: одежда, еда, глаголы-действия и т.д.


Что карточки дают ребенку?

-Помогают запомнить, как отдельные слова, так и систему построения предложений
-Ребенок будет чувствовать себя более уверенным и самостоятельным
-Исчезает потребность проявлять нежелательное поведение, так как у ребенка появляется альтернативный способ взаимодействия


НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Made on
Tilda