Дети с аутизмом, РАС, синдромом Дауна, ЗПР, СДВГ или другими ментальными особенностями часто сталкиваются со сложностью адаптации и социализации в детском саду или школе. Это связано, прежде всего, с нарушениями сенсорных, психических систем ребенка, сложностью освоение навыков, уровнем эмпатии и умением коммуницировать. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к новой среде?
1. Готовимся заранее. Если позволяет время, продумываем план за пару месяцев. В идеале – найти поведенческого аналитика (ABA-куратора), который проконсультирует Вас и сделает срез умений и навыков ребенка, которые есть и которых недостает. А также подскажет, как работать над тем, что нужно успеть сформировать в первую очередь. Например, базовые навыки самообслуживания – способность одеться, сказать/показать то, что хочется, умение ходить в туалет самостоятельно и т.д. Если у ребенка есть агрессия или самоагрессия, с этим в обязательном порядке нужно работать в первую очередь, дабы избежать серьезных проблем в группе.
2. Используем визуальное расписание. Если ребенок имеет повышенную тревожность, визуализация нового этапа точно не будет лишней. Фотографируем садик/школу, дорогу к нему, обстановку внутри. Ребенку будет спокойнее, если он будет понимать, как будет выглядеть его день, место, куда его будут отводить. Для расписания можно завести отдельную папку или последовательно развесить ламинированные фото/карточки дома.
3. Подключаем социальные истории. В сказки на ночь внедряем элемент социальной истории – как любимый для ребенка персонаж оказывается в той самой среде, к которой мы готовим малыша. Вплетаем возможные ветки сюжета («Чебурашка познакомился с новой девочкой, назвал свое имя», «Чебурашка помог воспитательнице убрать стульчик») и закрепляем их позитивным опытом («Чебурашку похвалили и разрешили играть в песочнице»).
4. Заранее встречаемся с воспитательницей и проговариваем, как можно адаптировать вашего ребенка: как его лучше успокаивать, над какими навыками вы работает в команде с ABA-специалистами и какая помощь нужна конкретно от персонала садика для закрепления навыков. Рассказываем, какие поощрения в работе с ребенком вы используете и какие точно не надо (например, ребенку нельзя конфеты, вы используете наклейки определенной тематики, чтобы поощрить его верное действие).
5. Узнаем, как в садике можно создать условия для разгрузки ребенка – есть ли сенсорный уголок и можно ли его дополнить. Например, детям с РАС часто нужно уединиться, посидеть без внешних раздражителей. В это может помочь небольшая ширма или специальные наушники, которые подавляют шум вокруг.
6. Если нужен тьютор и есть шанс его внедрить (есть в некоторых садиках/кто-то из ваших знакомых или членов семьи прошел обучение), обязательно используем эту возможность! Тьютор не должен делать все за ребенка, он лишь помогает ему решить часть задач (часто работает с вопросами самообслуживания, коррекции поведения). Стать сопровождающим ребенка можно, пройдя курс в Школе «Я особенный» - где учащегося научат применять основные приемы ABA (Прикладной анализ поведения). Статистика подтверждает, что поведение детей улучшается на 70% у детей, кто получает регулярную коррекцию по методикам ABA. С помощью ABA можно помочь ребенку лучше говорить и общаться, научить его главным базовым умениям, уменьшить сенсорные нарушения, стереотипии.
Консультацию по обучению можно получить по номеру:
+7 999 559-66-19