Меню

Как развивается саморегуляция у детей с ОВЗ?

Навык приспособления или произвольная регуляция – умение у детей управлять своим поведением в разных ситуациях. Например, навыком инициировать действие, менять ответные реакции, в зависимости от происходящего, отвечать на вопросы, управлять сенсорной регуляцией на возбудителей извне. Основные методы приспособления – речь, моторные реакции, проявление эмоций, управление вниманием и обращение к памяти.

Проблемы с простейшими умениями саморегуляции в последствии приводят к сложностям с освоением навыков на более высоком уровне. Поэтому важно понимать и отслеживать появление или отсутствие разных навыков.

Первый уровень саморегуляции человека (от 0 до 3 месяцев) – это освоение управления возбуждением. Происходит выстраивание работы нервной системы на начальном этапе. Идет регулировка режима сна, бодрствования.

Далее до года малыши обучаются моторной регуляции – впервые осознают и координируют движения тела. Здесь начинается более плотное взаимодействие с миром вокруг – ребенок учится отделять свои действия от действия извне. Создается база для будущего самоконтроля как на эмоциональном, так и на физическом уровне.
От года примерно до двух лет ребенок учится следовать инструкции старшего. Ребенок впервые сталкивается с ожиданиями от взрослых и необходимостью им следовать.

С двух лет начинается «прокачка» предыдущего пункта – ребенок уже может удерживать образец для поведения и следовать ему.

К пяти годам формируется «Я-система» – осознаются и усваиваются нормы поведения, крепнет психика ребенка.

К школьному возрасту (6-8 лет) у ребенка формируется произвольная саморегуляция, то есть умение свободно действовать в новых ситуациях, придерживаясь усвоенных норм. Подросший ребенок уже должен уметь контролировать себя в разных ситуациях без родителя рядом.

Как понять что система саморегуляции нарушена?

Обратить внимание на:
  • трудности в эмоциональных реакциях (ребенок выбирает не подходящие ситуации ответные реакции)
  • нарушения физиологического созревания
  • нарушения поведения (ребенок уходит в себя/не слышит инструкции взрослого/быстро перевозбуждается или наоборот апатичен, проявляет само агрессию или агрессию по отношению к другим)

Как помочь ребенку с нарушением саморегуляции?

  • Соблюдение режима жизни. От питания и сна до следования определенным временным промежуткам в занятиях;

  • Родитель должен сам соблюдать правила, которые установил для отношений с ребенком. Пример: если договорились, что поощрение малыш получает после занятия, то не нужно через раз давать его в рандомный момент. Прежде всего, взрослые должны следить за выполнение договоренностей;

  • Если ребенок имеет явные расстройства на уровне психики и нестабильные эмоциональные состояния, регулярно наблюдайтесь у невролога и психиатра. Медицинское наблюдение – обязательно;

  • Вводим постоянные ритуалы перед действиями, которые хотим закрепить (если проблемы со сном – находим нужный ритуал и придерживаемся его ВСЕГДА);

  • Даем ребенку право выбора для развития самостоятельности. Внедряем выбор везде – даем несколько вариантов одежды для прогулки, два варианта для завтрака, при игре – даем право выбрать деятельность;

  • Структурируем пространство ребенка дома – он должен понимать, где что может взять во время свободной игры. Материалы должны быть безопасны и комфортны для малыша;

  • Используем подсказки для самостоятельной деятельности (размещаем на уровне глаз ребенка в разных местах): карточки «сначала-потом», визуальное расписание с планом на день, карточки с новыми словами, которые собираемся выучить;

  • Структурируем время – тут в помощь и будильник, и таймер, и песочные часы, и циферблат с большими стрелками. Ребенок постепенно должен сам следить за временем исполнения заданий;

  • Игры на развитие саморегуляции. Например, игра на удержание в статике («замри и по команде действуй»), игры на развитие моторного планирования на уровне тела (движение по дорожкам-схемам), игры с карточками – «можно – нельзя», игры с задачей выбрать нужное (работа со слуховой инструкцией);

  • Меняем темп работы (постепенное усложнение задачи);

  • Поощрение выполненных договоренностей – активно хвалим ребенка за исполнительность. Отмечаем его успехи и сам факт послушания –«Мы договорились с тобой об этом, и ты это сделал. Какой ты молодец!»;

  • Создаем условия безопасности и защищенности для ребенка в ментальном и физическом смыслах. Помним, что здоровая психика во многом зависит от благополучной атмосферы дома. Если ребенок чувствует свою нужность, видит активный отклик от родителя, развиваться и становиться самостоятельным ему намного проще!

  • Не боимся обращаться к специалистам по прикладному анализу поведения (ABA) – с помощью данной методики можно плавно и эффективно скорректировать любое поведение у ребенка с ОВЗ, а также привить ему конкретные навыки самостоятельности.

Обучиться прикладному анализу поведения, узнать больше о методике можно в Школе «Я особенный»: +7 999 559-66-19
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda