- Соблюдение режима жизни. От питания и сна до следования определенным временным промежуткам в занятиях;
- Родитель должен сам соблюдать правила, которые установил для отношений с ребенком. Пример: если договорились, что поощрение малыш получает после занятия, то не нужно через раз давать его в рандомный момент. Прежде всего, взрослые должны следить за выполнение договоренностей;
- Если ребенок имеет явные расстройства на уровне психики и нестабильные эмоциональные состояния, регулярно наблюдайтесь у невролога и психиатра. Медицинское наблюдение – обязательно;
- Вводим постоянные ритуалы перед действиями, которые хотим закрепить (если проблемы со сном – находим нужный ритуал и придерживаемся его ВСЕГДА);
- Даем ребенку право выбора для развития самостоятельности. Внедряем выбор везде – даем несколько вариантов одежды для прогулки, два варианта для завтрака, при игре – даем право выбрать деятельность;
- Структурируем пространство ребенка дома – он должен понимать, где что может взять во время свободной игры. Материалы должны быть безопасны и комфортны для малыша;
- Используем подсказки для самостоятельной деятельности (размещаем на уровне глаз ребенка в разных местах): карточки «сначала-потом», визуальное расписание с планом на день, карточки с новыми словами, которые собираемся выучить;
- Структурируем время – тут в помощь и будильник, и таймер, и песочные часы, и циферблат с большими стрелками. Ребенок постепенно должен сам следить за временем исполнения заданий;
- Игры на развитие саморегуляции. Например, игра на удержание в статике («замри и по команде действуй»), игры на развитие моторного планирования на уровне тела (движение по дорожкам-схемам), игры с карточками – «можно – нельзя», игры с задачей выбрать нужное (работа со слуховой инструкцией);
- Меняем темп работы (постепенное усложнение задачи);
- Поощрение выполненных договоренностей – активно хвалим ребенка за исполнительность. Отмечаем его успехи и сам факт послушания –«Мы договорились с тобой об этом, и ты это сделал. Какой ты молодец!»;
- Создаем условия безопасности и защищенности для ребенка в ментальном и физическом смыслах. Помним, что здоровая психика во многом зависит от благополучной атмосферы дома. Если ребенок чувствует свою нужность, видит активный отклик от родителя, развиваться и становиться самостоятельным ему намного проще!
- Не боимся обращаться к специалистам по прикладному анализу поведения (ABA) – с помощью данной методики можно плавно и эффективно скорректировать любое поведение у ребенка с ОВЗ, а также привить ему конкретные навыки самостоятельности.
Обучиться прикладному анализу поведения, узнать больше о методике можно в Школе «Я особенный»: +7 999 559-66-19