Меню

Как развить мотивацию у ребенка с РАС?

Прежде всего, учитывать индивидуальные особенности ребенка – здраво оценить ограничения, вызванные его диагнозом (особое сенсорное восприятие, необычное поведение, реакции). А также помнить, что у деток с ОВЗ, в том числе у детей с аутизмом, часто присутствует ощущение бессмысленности и нелогичности действий вокруг (они мыслят другими категориями!), сниженная потребность в коммуникации, нестабильное эмоциональное состояние. Учитывайте это все и приступайте к работе.

Вытащить из собственного мира ребенка с РАС и начать обучать тому, что требует мир вокруг, реально. Главное – делайте это тактично, аккуратно и ненавязчиво для него. С детьми с РАС работает, прежде всего, искренний интерес, а не сила воли и уговоры, а тем более угрозы вроде «не сделаешь это, тогда не получишь то».

Какие способы выстроить мотивацию лучше?

1. Обратитесь к поведенческому аналитику, который работает в системе ABA-терапии. Он поможет грамотно взвесить возможности, составит маршрут развития ребенка – над чем нужно поработать в первую очередь. Например, часто бывает, что родители очень хотят, чтобы ребенок был вовлечен в работу в школе, но при этом закрывают глаза на то, что у чада еще не сформированы бытовые или социальные навыки. Нет фундамента под желаемое. Ребенку элементарно сложно сказать то, что он хочет, он не научен просить о помощи, не может самостоятельно собраться, одеться. Поведенческий аналитик подскажет, какие пробелы и как именно закрывать в первую очередь, и как, параллельно с этим, начать выстраивать нужную нам во всех сферах мотивацию.

2. Тщательно подойдите к вопросу игровой терапии. Здесь поможет детский психолог или игротерапевт. Сходите хотя бы на пару консультаций, чтобы специалист помог вам подобрать подходящие для ребенка игры, их формат. Обязательно включайте в игру стимулы и поощрения, которые вызывают у ребенка яркие положительные эмоции. Да, не все дети могут экспрессивно выражать настроение – если ребенок неэмоционален, обратите внимание, к каким игрушкам, материалам он тянется сам, когда вокруг никого нет. Возможно, ему нравятся исключительно металлические/холодные/деревяные/зеленые предметы. Тогда игрушки-поощрения можно подстроить под его сенсорные предпочтения, тем самым вовлечь в игру, где он почувствует себя комфортно и будет сам тянуться к элементам игры.

3. Сформировав безопасное поле в рамках игровой деятельности, переходим к следующей ступени – формированию самой мотивации. Для одних детей достаточно слов (возможно, определенных, необязательно классическое «молодец»). Для других детей важна конкретная награда – прогулка в любимом месте, определенная игрушка или процедура. Отталкивайтесь от возможности договориться с ребенком – реально ли быстро выстроить логическую связь «ты мне – я тебе». Если это невозможно, проконсультируйтесь с ABA-специалистом на тему того, как именно в вашем случае простроить эту цепочку понимания. Здесь в помощь придет поэтапное научение, с промежуточными подсказками.

4. Если ребенок терпимо относится к коллективной игре и обучению, обязательно этим воспользуйтесь. Но в группе давайте те задания, в которых силен ваш ученик. Ребенку с РАС важно почувствовать себя не ниже других, осознать свои сильные стороны. Он может не выражать эту реакцию напоказ, но внутренне он будет чувствовать свою уверенность. Многие дети с аутизмом хорошо знают иностранный алфавит или умеют быстро считать. Вводите ситуации успеха, попросив ребенка продемонстрировать его сильные качества.

5. Используйте уже проверенную мотивацию в новых этапах обучения. Например, ваш ребенок уже отлично читает или производит подсчет. А вот с цветами у него пока туго. Вспомните, как именно учили его тому, что уже получилось. Какие конкретно инструменты использовали – книжки какого формата/магнитную доску или обычный планшет/ в какое время дня обучали. На ситуацию может реально повлиять даже материал и обстановка, в которых вы работаете. Используйте то, что уже «выстрелило» с вашим ребенком. Поговорите с педагогами, которые помогли ему освоить знания, обратите внимания на их кабинет. Некоторым детям нужен определенный свет в помещении, в котором идет занятие. Мелочь – а способна сдвинуть ситуацию с места. Бывает, что ребенок очень любит воду – тогда часть обучения можно выстраивать в ванной. Вводя в эпизод купания непромокаемые карточки и игрушки.

6. Закрепляйте знания и мотивируйте ребенка с разных сторон. В ABA-методике, которая отлично работает с детьми с РАС, доказано, что навык закрепляется с помощью постоянства и разносторонней поддержки. Поэтому! Если мы учим все те же цвета или обучаемся здороваться с новыми людьми, мы делаем это и с педагогом, и с мамой, и с бабушкой, и с няней. Постоянно. Кстати, поощрять ребенка все эти люди могут как одним предметом, так и разными. Все индивидуально. Некоторым детям принципиально получать коллекцию одних наклеек, а кому-то это надоедает, и смена поощрения в разной ситуации может им быть более интересна.

Обязательно прислушивайтесь к ребенку – наблюдайте, к чему он тянется сам. Какие звуки, цвета ему нравятся. Работайте в команде и вместе ищите нужную мотивацию! Помните, что все получится, верьте в свои силы!Если вам нужен совет по поводу поведения ребенка с РАС, аутизмом, СДВГ, другими диагнозами или консультация специалистов, обращайтесь по номеру: +7 999 559-66-19
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Made on
Tilda