Меню

Как принять особенного ребенка с РАС и аутизмом? Советы психолога для родителей.

1.Дайте себе время погоревать, а после - отпустите ребенка мечты.
Когда родитель только узнает о диагнозе, кажется, что впереди только бездна. Темный холодный космос. Безжизненное пространство. Все планы на грандиозное путешествие-жизнь с ребенком рушатся. Очень сложно принять, что маршрут, по которому вы уже заранее спланировали будущее теперь содержит в себе бесконечные вопросы. И о пунктах остановки, и о том, как теперь передвигаться из точки А в точку Б. В конце концов – «А кто останется с нами рядом на этом пути?».
Тревога и апатия объясняются чувством отсутствия контроля. Расшатанностью духа.
Все мы строим планы на будущее, когда ждем ребенка, когда он рождается и подрастает. Мы, так сказать, создаем неосознанно нереальный образ – образ ребенка своей мечты.
Психологи советуют: его надо отпустить. Это значит, принять реальность того, что реальный ребенок не будет соответствовать всем ожиданиям. Важно понять, что с этим сталкиваются абсолютно все родители! Не только мамы и папы «особиков».
Если вы любите работать с дневниками и бумагой, пропишите в одном столбце все, то, чего вы ждали и что не сбылось, а во втором столбце - те плюсы, которые принес в вашу жизнь ребенок. Чем он вас удивляет, радует. И что новая ситуация подарила вашей жизни – какие друзья остались с вами, кто вам помогает, какие сильные стороны вы открыли в себе. Рефлексия поможет разложить реальность по полочкам. И тут вдруг окажется – она не такая страшная. Просто другая.

2. Всегда напоминайте себе: ребенок – это отдельная личность, человек. Со своими плюсами, минусами, со своей судьбой, радостями и испытаниями. Да, теперь он навсегда – часть вашей семьи и часть вашей истории. Однако не забывайте, что ваша история состоит из множества элементов. Уделяйте время другим сторонам жизни, а для ребенка делайте все, что можете конкретно в ближайший промежуток времени, и то, что вам действительно под силу. Вот, например, прямо в этом месяце вы можете:
А) Записать его к логопеду
Б) Обратиться к ABA-специалистам
B) Самой прочитать несколько книг или также обучиться ABA-методикам
В общем, напишите для себя реальный план.
На короткий промежуток времени.
Главное помните правило: «Наденьте маску на себя, а потом на ребенка».
Просите помощь. Не забывайте вовремя есть и принимать витамины. Найдите хобби, не связанное с малышом. Эти три рекомендации помогут чувствовать вам себя живее и лучше. А в таком состоянии легче справиться с заботой об особенном малыше.


3. Если вы совсем не знаете, что делать, обратитесь к поведенческому аналитику – этот специалист трезво анализирует все навыки ребенка и прописывает карту маршрута, по которой могут заниматься и педагоги, и родители. Моментально таблетки от РАС вы не получите, но ощущение определенного плана и видение цели - значительно сбрасывает лишнюю тревогу и приносит результаты шаг за шагом.

4. В упражнениях с ребенком направьте в свою пользу феномен «зеркальных нейронов» - именно они помогают людям испытывать эмпатию. С детками, имеющими РАС или аутизм, довольно сложно выстроить привычный контакт. Однако копирование поз, жестов, последовательный повтор того, что сказал ребенок, сработает. Пусть постепенно, но покажет вашему малышу, что вы человек свой. Что вы рядом. Такой метод быстрее располагает к игре. Если ребенок любит определенные цвета, используйте их в своей одежде, когда контактируете с ним на занятии.

5. Выпишите свои самые счастливые воспоминания из детства.
Зачем? Такой тренинг показывает, что чаще всего люди выписывают те ситуации, когда их принимали взрослые. Те моменты жизни, когда они полностью ощущали поддержку и симпатию взрослых – явно или фоново. Практика позволит вам осознать, что, ксли вы хотите для своего ребенка больше счастливых воспоминаний, просто будьте с ним и поддерживайте его как можно чаще в том, какой он есть. Вспомните себя и прочувствуйте это.

6. Помните о психологическом язык принятия и непринятия. Это признаки, по которым другой человек чувствует, что его приняли или отвергли.
К языку принятия относятся: комплимент действию (конкретному поступку), доброжелательная интонация, согласие, похвала, улыбка.
К языку непринятия относятся: подчеркивание неудач, грубая мимика лица, игнорирование, отсутствие объяснений, негативный тон.

7. Сохраняйте спокойствие.
Внутренняя уверенность передается интуитивно. Если вы любите себя, свои успехи и неудачи, по-своему уверенны в своей судьбе, в своем малыше, это 100% передается и окружающим, и ребенку. Сформируйте для себя тезисы поддержки и проговаривайте их для себя регулярно. Верьте в себя.

8.Заводите новых друзей! Кажется нереальным? Вовсе нет. У вас есть новый опыт и очень много людей в вашем городе и стране имеют схожий расклад. Общайтесь и поддерживайте общение. Прочные социальные связи укрепляют здоровье и хорошее настроение!
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda