Любой ABA-специалист скажет вам, что работать надо, прежде всего, с опасным поведением. Если, конечно, такое имеется. К нему относится:
-Агрессия, направленная на себя или других (ребенок может щипаться, кусаться, драться, царапать, колотить)
-Отсутствие страха опасности (например, у ребенка нарушен болевой порог – он может сломать ногу и не заметить, опустить руку в кипяток и не понять, что что-то пошло не так/ малыш перебегает через дорогу или забирается на высокие предметы без чувства опасности)
Следующий пункт с которыми следует подвергнуть анализу – умение спокойно просить и выражаться.
Почему это важно? Если ребенок не владеет этим базовым, казалось бы, навыком, жизнь его семьи часто превращается в каламбур с истериками и криками. Еще бы! Ведь когда не знаешь, как попросить иначе – кричи! Да, логика младенца, но работает она отлично в любой ситуации. Именно поэтому важно вовремя наладить хотя бы минимальную бытовую коммуникацию у детей с РАС или аутизмом.
Еще один пункт – закрытие бытовых навыков самообслуживания. Сходить на горшок. Помыть руки. Держать ложку и есть самостоятельно. Умение сказать, когда хочешь в туалет, что болит. Все это – еще одна основа, которая должна быть закрыта перед тем, как ребенка начнут усиленно погружать в учебную среду. Ведь в той же школе без этих навыков, в условиях отсутствия родителей или тьютора «выжить» и не стать предметом насмешек будет сложно.