Меню

Как АВА-терапия может помочь ребенку с РАС?

Прикладной Анализ Поведения (Applied Behavior Analysis) или ABA-терапия используется во всех развитых странах для работы с поведением у особенных детей уже больше 40 лет. Впервые методика использовалась в работе с детьми, имеющими именно РАС. Сейчас ABA помогает в работе как с детьми с аутизмом, так и с другими диагнозами: СДВГ, ЗПР, синдром Дауна, умственной отсталостью и т.д. Методика имеет доказательный эффект. По факту, при правильном и системном применении она помогает ребенку с любым поведенческим нарушением.

Особенности поведения и отсутствие важных навыков у детей с РАС – это последствия нарушений здоровья: сбоев в сенсорной системе, работе головного мозга, неврологических особенностях.

Поэтому самым эффективным путем реабилитации детей с РАС является комплексная помощь. Одна ее сторона направлена на медицинскую коррекцию, которая работает с заболеванием конкретной системы организма, а вторая сторона направлена на работу с поведением. То есть с тем самым следствием.
Отличная новость заключается в том, что поведение, как показывает практика, вполне поддается внушительным изменениям, хоть и требует от семьи большего ресурса, чем в тех же ситуациях с нормо типичными детьми.

У детей с РАС с помощью ABA-методик реально убрать бОльшую часть мешающих спокойной жизни факторов. Истории известны случаи, когда диагнозы аутизм или РАС снимали после применения ABA-терапии.

С помощью ABA можно научить ребенка с РАС:

-коммуницировать с миром
-ухаживать за собой на бытовом уровне
-учиться
-самостоятельно ходить в магазин, больницу, школу, работать
-заниматься тем, что человеку больше всего нравится
В общем, максимально адаптировать ребенка или подростка с особенностями поведения к жизни в современном мире.

С какими навыками нужно работать в первую очередь?

Любой ABA-специалист скажет вам, что работать надо, прежде всего, с опасным поведением. Если, конечно, такое имеется. К нему относится:
-Агрессия, направленная на себя или других (ребенок может щипаться, кусаться, драться, царапать, колотить)
-Отсутствие страха опасности (например, у ребенка нарушен болевой порог – он может сломать ногу и не заметить, опустить руку в кипяток и не понять, что что-то пошло не так/ малыш перебегает через дорогу или забирается на высокие предметы без чувства опасности)

Следующий пункт с которыми следует подвергнуть анализу – умение спокойно просить и выражаться.
Почему это важно? Если ребенок не владеет этим базовым, казалось бы, навыком, жизнь его семьи часто превращается в каламбур с истериками и криками. Еще бы! Ведь когда не знаешь, как попросить иначе – кричи! Да, логика младенца, но работает она отлично в любой ситуации. Именно поэтому важно вовремя наладить хотя бы минимальную бытовую коммуникацию у детей с РАС или аутизмом.

Еще один пункт – закрытие бытовых навыков самообслуживания. Сходить на горшок. Помыть руки. Держать ложку и есть самостоятельно. Умение сказать, когда хочешь в туалет, что болит. Все это – еще одна основа, которая должна быть закрыта перед тем, как ребенка начнут усиленно погружать в учебную среду. Ведь в той же школе без этих навыков, в условиях отсутствия родителей или тьютора «выжить» и не стать предметом насмешек будет сложно.

Можно ли работать с речью с помощью ABA

Да, можно. В ABA-терапии есть отдельный блок методик, которые отлично подойдут для работы с речью. Среди детей с аутизмом много тех, кто в силу разных причин, не говорит в принципе или говорит редко и очень избирательно. При этом когнитивные способности у таких детей могут совсем не уступать сверстникам. Для таких случаев очень важно выстроить альтернативную коммуникацию – когда ребенок сможет в любой ситуации хотя бы показать то, что он хочет с помощью визуальных карточек PECS.

Академические навыки - это что?

Это все, что понадобиться в процессе обучения и занятий.
Умение слушать другого. Спокойно сидеть за столом (а как еще педагогу вести занятие, если ребенок даже усидеть не может?). Навыки называния предметов. Умение воспринимать разного рода информацию – на слух, зрительно, тактильно. Умение воспринимать вопрос и давать подходящий ответ. Умение считать и писать.

Почему моему ребенку говоришь, а он игнорирует просьбу?

-У ребенка вполне могут быть проблемы со слухом, восприятием звукового восприятия информации (обязательно исключите медицинские варианты – обратитесь к неврологу и сурдологу);
-Ребенку неинтересно то, что вы говорите. И сам говорящий для него не авторитет (здесь важно проработать над руководящим контролем, это также позволяет сделать ABA);
-У ребенка недостаточно мотивации для исполнения того, о чем просят. ABA позволяет подобрать нужные поощрения и подсказки, вовремя и грамотно давать их ребенку;

Сколько должна длиться ABA-терапия?

ABA – очень эффективная вещь, в тех случаях, когда она - системная и постоянная. По данным американских ученых, объем занятий ABA(сюда включаются и занятия в центре, и полезное время, проведенное с в семье, включающее ABA-воздействие) должно быть равно примерно 40 часам в неделю! И так – несколько лет, до исчезновения серьезных нарушений поведения.
Важно понимать: если ребенок на какое-то время лишается занятий – отпуск родителей или педагогов/каникулы/длительный перерыв, возможны очень серьезные «откаты». Ведь внедрить навык – полдела. Закрепить и удержать его – еще одна важная задача. А для этого нужно постоянство.
Все, чему научился ребенок, нужно снова и снова закреплять в новой среде. Увы, без этого никак.

Каких специалистов нужно подключать к работе?


В идеале работа должна быть командная.

Поведенческий аналитик – курирует маршрут развития. Он составляет индивидуальную программу обучения. Определяет, какие навыки должны быть проработаны в первую очередь. Какими средствами и методами. Он стратег, отслеживающий результаты и определяющий, как конкретно мы будем двигаться к цели. Он может находится даже не в вашем городе, но с ним у вас должна быть установлена связь. Возник вопрос/сложность – созвонились. Сверились. Продолжили работу.

ABA-терапист – занимается по составленной аналитиком программе. Оттачивает план «на земле». По сути, это человек, владеющий навыками ABA и умеющий их применять. Он тоже находится с вами на связи, а также может консультироваться и уточнять детали у поведенческого аналитика. Он может дать грамотную обратную связь: что у ребенка в моменте уже получается, какие поощрения срабатывают хорошо, какие нет.

Сами родители – тоже часть процесса. Здорово, когда в системе еще есть бабушка, дедушка, сестры, братья. Когда, все, кто заинтересован в развитии ребенка с РАС, осваивают ABA и также идут по плану индивидуальной карты развития.

Чем больше людей вокруг ребенка вовлечены в работу с его поведением в рамках ABA-терапии, тем быстрее закрепляются навыки и уходит плохое поведение. Команда – это важно.

Если вы хотите обучиться ABA-методикам или у вас есть вопросы о поведении вашего ребенка, обращайтесь за бесплатной консультацией в Школу «Я особенный»: +7 999 559-66-19
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda