Часто в ABA идет движение от научения бытовым навыкам и навыкам самообслуживания (если их нет) к социальным и академическим. Почему это важно? Нет смысла учить ребенка читать, если он к школьному возрасту не приучен к туалету, не умеет чистить зубы или самостоятельно есть (в силу поведенческих нарушений, не биологических). Мы идем от главного (без чего не обойтись ни одному человеку) к более серьезному уровню.
Тестирование навыков – крайне важный элемент в системе помощи. Без него путь к результату будет долгим. Многие тратят огромные средства, хаотично отдавая ребенка в руки то одной, то другой терапии. Результат, как правило, слабый.
Рассмотрим два самых популярных инструмента диагностики подробнее.
Протокол VB-MAPP – оценка речевых навыков и уровня социального взаимодействия. В рамках него определяются цели программ обучения ребенка, а также поведенческие особенности, которые мешают ребенку лучше социализироваться и говорить.
С помощью этого протокола можно отследить ранние эхо-навыки, ознакомиться с рекомендациями, которые приведут к нужной нам цели – социализации, улучшению навыка игры. В рамках данного анализа оцениваются общие вехи развития, препятствия для обучения малыша, а также вопросы налаживания образовательной среды вокруг. Следующее тестирование проходит через полгода. Чаще применяется для детей более раннего возраста.
Протокол ABLLS-R – более подробный анализ, включающий диагностику всех основных навыков – от самообслуживания до навыка обучения(академического). Составляется подробная оценка по всем умениям. По каждому критерию строится довольно подробная шкала.
Недостаток – нет детальной оценки поведенческих факторов, которые мешают выходу на новый уровень.
Какую бы диагностику вы не прошли, это уже первый серьезный шаг на пути помощи вашему ребенку. Вы молодцы, если начали мыслить системно! Важно понимать: рекомендации могут помочь не только педагогам, но и самой семье лучше помогать ребенку.