Меню

Диагностика навыков у детей с РАС и аутизмом в ABA-терапии

Перед любым курсом помощи ребенку с ОВЗ необходимо выстроить четкий план – индивидуальную программу помощи. Такая программа используется в ABA-терапии (Прикладном анализе поведения) для детального выстраивания шагов и действий коррекции нарушений у ребенка с любыми особенностями. Перед построением самой программы нужно проанализировать, что уже умеет ребенок и чему ему нужно обучиться.
Диагностика, то есть этот самый анализ уже имеющихся и недостающих навыков, сильных и слабых сторон ребенка, помогает быстро прийти из точки А в точку Б. Сделать особенного ребенка более приспособленным к жизни.
Далее специалисты, которые будут помогать ребенку, изучают анализ и результат диагностики. Становится понятно, на что обращать внимание в первую очередь и главное – что конкретно делать.
Часто в ABA идет движение от научения бытовым навыкам и навыкам самообслуживания (если их нет) к социальным и академическим. Почему это важно? Нет смысла учить ребенка читать, если он к школьному возрасту не приучен к туалету, не умеет чистить зубы или самостоятельно есть (в силу поведенческих нарушений, не биологических). Мы идем от главного (без чего не обойтись ни одному человеку) к более серьезному уровню.
Тестирование навыков – крайне важный элемент в системе помощи. Без него путь к результату будет долгим. Многие тратят огромные средства, хаотично отдавая ребенка в руки то одной, то другой терапии. Результат, как правило, слабый.
Рассмотрим два самых популярных инструмента диагностики подробнее.

Протокол VB-MAPP – оценка речевых навыков и уровня социального взаимодействия. В рамках него определяются цели программ обучения ребенка, а также поведенческие особенности, которые мешают ребенку лучше социализироваться и говорить.
С помощью этого протокола можно отследить ранние эхо-навыки, ознакомиться с рекомендациями, которые приведут к нужной нам цели – социализации, улучшению навыка игры. В рамках данного анализа оцениваются общие вехи развития, препятствия для обучения малыша, а также вопросы налаживания образовательной среды вокруг. Следующее тестирование проходит через полгода. Чаще применяется для детей более раннего возраста.

Протокол ABLLS-R – более подробный анализ, включающий диагностику всех основных навыков – от самообслуживания до навыка обучения(академического). Составляется подробная оценка по всем умениям. По каждому критерию строится довольно подробная шкала.
Недостаток – нет детальной оценки поведенческих факторов, которые мешают выходу на новый уровень.
Какую бы диагностику вы не прошли, это уже первый серьезный шаг на пути помощи вашему ребенку. Вы молодцы, если начали мыслить системно! Важно понимать: рекомендации могут помочь не только педагогам, но и самой семье лучше помогать ребенку.
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Получить диагностику у поведенческого аналитика или обучиться основам ABA-терапии (есть возможность в будущем стать сопровождающим для своего или других детей) можно в фонде «Я особенный». Просто свяжитесь с нами и мы подберем вам специалиста, подходящего под ваш запрос:
+7 999 559-66-19
Мы работаем с лучшими поведенческими аналитиками России, имеющими опыт работы в сфере более 10 лет.
Made on
Tilda