1. Контроль над предметами мотивации. Перед работой определяются предметы и действия, которые мотивируют ребенка. Для обнаружения используют методику наблюдения за ребенком, необходимо вычленить ряд различных объектов, чтобы они могли сменять друг друга (для каждой ситуации свое поощрение). Далее ребенок должен понять, что такими предметами обладает взрослый. Они есть у него с собой (педагог приходит и приносит что-то определенное, чего нет дома) или находятся в доступе родителя, но тот, в отличие от ребенка, может легко взять предмет. Так можно поместить предмет на видное место, но куда сам ребенок дотянуться не может.
2. Взрослый = интерес и хороште впечатления.
Здесь все просто – мы должны стать частью приятных минут жизни ребенка. Давать ему дозированно то, что нравится. Разделять его интерес. Можно использовать и психологические уловки – повторять мимику и движения ребенка.
3.Последовательность действий.
Помните – договоренность превыше всего. На берегу обсуждайте с ребенком правила игры: что он получает за конкретные действия. И всегда соблюдайте правила сами! Не давайте поощрение, на которое договорились, просто так. Не позволяйте рушить систему договоренностей родственникам. Если хоть раз нарушить правила, который установил старший участник руководящего контроля, смысла в дальнейшем взаимодействии нет – ребенок поймет, что правила работают нестабильно.
4. Поощрение и мотивация.
Убедитесь, что ребенок четко понимает, что получит желаемое за выполненную работу. Проиллюстрируйте при необходимости это правило – в помощь простые картинки: действие – знак «=» - поощрение. Не забывайте ярко хвалить ребенка словесно. В системе ABA постепенно уходят от предметной мотивации к словесной. То есть наша задача в конечном итоге привести ребенка к естественной внутренней мотивации, когда он, как взрослый, сможет выполнять нужные действия не только из-за материального вознаграждения, но и из-за внутреннего ощущения успеха. Именно это чувства надо закладывать уже в самом начале – вместе с предметной мотивацией.
Подкрепляйте сначала каждый верный шаг в цепочке действий. Затем переходите на похвалу за каждый второй успешный шаг и так далее. В конечно итоге останется похвала за выполненное комплексное задание.
5. Проанализируйте то, что нравится ребенку.
Наблюдайте, в какое время дня/после каких ситуаций малыш прибегает к определенным предметам. Какие физические свойства они имеют – температуру, текстуру, цвет. Особенные дети часто выбирают свой собственный круг предпочтений и у всех он индивидуален. Кому-то нравится прикосновения к холодному, деревянному, кому-то к мягкому, кто-то любит красный цвет, а другой – обожает механические предметы.
Чтобы основательно освоить методики ABA или получить индивидуальную консультацию по помощи вашему ребенку, обратитесь в Школу «Я особенный»: + 7 999 559-66-19