Пескотерапия (песочная терапия) — это вид арт-терапии, который направлен на игровое взаимодействие с песком. Такая работа часто помогает раскрыться ребенку психологически, почувствовать себя более расслабленно, развить фантазию и сенсорный спектр чувств. Методика соединяет в себе самые разные упражнения и игры, которые могут выполнять как педагоги или родители, так и малыш самостоятельно.
Впервые игра в песочной среде с детьми, имеющими психологические и неврологические нарушения, была применена детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930-годах.
Затем в 50-ые появилась юнгианская «Песочная терапия». Она впоследствии вылилась в отдельное направление-метод в психотерапии, которую использовали, как с детьми, так и со взрослыми для решения самых разных психологических вопросов.
Как может помочь песочная терапия в работе с детьми с особенностями развития?
-Выразить чувства ребенка с ОВЗ – если простые занятия с психологом перестали приносить должны эффект, вполне можно попробовать поменять саму среду - в летнее время «пересесть» из кабинета в песочницу. Отлично работает такая терапия с неговорящими детьми, к которым нужен отдельный часто тактильный подход;
-Работа с песком может включать основу и фон для социализации ребенка. В некоторых практиках к увлеченному работой с песком ребенку «подсаживают» других людей, с кем ему необходимо познакомиться или к кому нужно привыкнуть. Важно проводить знакомство с большой песочнице, чтобы ребенок в случае чего мог почувствовать личное пространство;
-Песочная арт-терапия может помочь психотерапевту подробнее изучить чувства ребенка, бессознательные реакции – в процессе игры, построения собственных песочных миров ребенок открывается с новой стороны, его буквально можно изучить под новым углом;
-С помощью игры в песке ребенок с РАС, СДВГ или другими нарушениями может скорректировать сенсорные нарушения за счет работы с новым интересным материалом (песок может принимать разные формы, может быть особо приятен на ощупь для некоторых детей, что оказывает успокаивающий эффект);
-Песочный метод включает сочетание невербальное и вербальной части работы ребенка – то есть составления из песка композиции и рассказ о нем;
- В новой атмосфере с ребенком можно закреплять базовые навыки, например, в рамках ABA-терапии: умение слушать инструкции и следовать им, умение начинать и заканчивать игру и т.д. В новой среде можно также закреплять нужные слова – например, взяв в песочницу набор животных или визуальные карточки PECS с необходимой темой;
-Песочная комната может стать частью уголка разгрузки – сенсорной зоны дома или в учебном учреждении, где ребенок может перезагрузиться и отдохнуть;
-Песочную терапию можно буквально носить с собой – в виде игрушек с песочным наполнителем. Такие девайсы помогут ребенку меньше нервничать и иметь доступ к успокоительной игрушке в любой время дня;
-Для детей более старшего возраста сильный терапевтический эффект может оказать арт-терапия с рисунками на песочном столике – такой можно найти в творческих студиях или заказать домой. Рисунок можно создавать с нуля или обводить по контуру;