Меню

Что такое песочная терапия и как она может помочь ребенку с ОВЗ?

Пескотерапия (песочная терапия) — это вид арт-терапии, который направлен на игровое взаимодействие с песком. Такая работа часто помогает раскрыться ребенку психологически, почувствовать себя более расслабленно, развить фантазию и сенсорный спектр чувств. Методика соединяет в себе самые разные упражнения и игры, которые могут выполнять как педагоги или родители, так и малыш самостоятельно.

Впервые игра в песочной среде с детьми, имеющими психологические и неврологические нарушения, была применена детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930-годах.

Затем в 50-ые появилась юнгианская «Песочная терапия». Она впоследствии вылилась в отдельное направление-метод в психотерапии, которую использовали, как с детьми, так и со взрослыми для решения самых разных психологических вопросов.

Как может помочь песочная терапия в работе с детьми с особенностями развития?
-Выразить чувства ребенка с ОВЗ – если простые занятия с психологом перестали приносить должны эффект, вполне можно попробовать поменять саму среду - в летнее время «пересесть» из кабинета в песочницу. Отлично работает такая терапия с неговорящими детьми, к которым нужен отдельный часто тактильный подход;

-Работа с песком может включать основу и фон для социализации ребенка. В некоторых практиках к увлеченному работой с песком ребенку «подсаживают» других людей, с кем ему необходимо познакомиться или к кому нужно привыкнуть. Важно проводить знакомство с большой песочнице, чтобы ребенок в случае чего мог почувствовать личное пространство;

-Песочная арт-терапия может помочь психотерапевту подробнее изучить чувства ребенка, бессознательные реакции – в процессе игры, построения собственных песочных миров ребенок открывается с новой стороны, его буквально можно изучить под новым углом;

-С помощью игры в песке ребенок с РАС, СДВГ или другими нарушениями может скорректировать сенсорные нарушения за счет работы с новым интересным материалом (песок может принимать разные формы, может быть особо приятен на ощупь для некоторых детей, что оказывает успокаивающий эффект);

-Песочный метод включает сочетание невербальное и вербальной части работы ребенка – то есть составления из песка композиции и рассказ о нем;

- В новой атмосфере с ребенком можно закреплять базовые навыки, например, в рамках ABA-терапии: умение слушать инструкции и следовать им, умение начинать и заканчивать игру и т.д. В новой среде можно также закреплять нужные слова – например, взяв в песочницу набор животных или визуальные карточки PECS с необходимой темой;

-Песочная комната может стать частью уголка разгрузки – сенсорной зоны дома или в учебном учреждении, где ребенок может перезагрузиться и отдохнуть;
-Песочную терапию можно буквально носить с собой – в виде игрушек с песочным наполнителем. Такие девайсы помогут ребенку меньше нервничать и иметь доступ к успокоительной игрушке в любой время дня;

-Для детей более старшего возраста сильный терапевтический эффект может оказать арт-терапия с рисунками на песочном столике – такой можно найти в творческих студиях или заказать домой. Рисунок можно создавать с нуля или обводить по контуру;

Игры с кинетическим песком для развития моторики и фантазии

«Сокровище» - прячем в песочек несколько монеток разной величины или бусинки/ макаронины/ пуговицы которые потом можно соединить в единое «ожерелье». Просим ребенка выкопать и, если нужно, соединить детали;

«Следопыт». Вместе с ребенком разравниваем следы песок. Просим отвернуться. Оставляем следы на песке с помощью игрушек (динозавров, маленьких собачек, кошек и т.д.). Малыш должен соотнести след и животное;

«Кухня» - тут в дело идут стары-добрые формочки в виде тортиков, фруктов и овощей. Помогает развить ролевую игру у ребенка, сымитировать профессию повара;

«Портрет» - разравниваем песочек и создаем лица. Вместо глаз пуговицы, вместо провей – палочки или нитки. Можно просто рисовать лица пальчиками (методом рука в руке). Попутно обсуждаем, что значит та или иная эмоция на получившемся «лице»;

Если вашему ребенку нужна поддержка или консультация психолога, дефектолога, игротерапевта, ABA-куратора, других специалистов или просто бесплатная консультация о видах помощи, обращайтесь в фонд «Я особенный»: +7 999 559-66-19
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Made on
Tilda