Меню

"АВА – это гораздо больше, чем раскладывание карточек за столом"

АВА-терапия - подход для коррекции особенных детей, применяющийся во всём мире больше 50 лет. Это один из немногих методов, эффективность которого научно доказана. Уникальность методик АВА в том, что они позволяют найти подход к конкретному ребёнку, понять причины его нежелательного поведения или отсутствия навыка, а значит - проработать корень проблемы и действительно изменить ситуацию.

Но как АВА-терапия помогает в развитии бытовых навыков, речи, социализации ребёнка и т.д.? Может ли освоить АВА родитель? И главное - дрессировка это или всё-таки нет?

Ответы в интервью куратора онлайн-школы "Я особенный" поведенческого аналитика с международной сертификацией, IBA Ольги Корупаевой.
Ольга, как давно вы обучились на АВА-специалиста? Сколько учились по времени?
— Я начала учиться в 2011 году, учусь до сих пор и буду продолжать. АВА совершенствуется, меняется и необходимо быть в курсе изменений и новых эффективных разработок. Это возможно только при условии постоянного обучения.
А почему решили сменить профессию именно на такую деятельность?
— Я работала педагогом, так что не вполне «сменила профессию». Ко мне поступали запросы от родителей в помощи с детьми с особыми потребностями. Я стала искать эффективные и научно доказанные методы обучения. Нашла АВА☺
— Кто такой поведенческий аналитик? Зачем и каким детям он нужен?
— Поведенческий аналитик это специалист, у которого есть профессиональные компетенции для создания плана обучения, развития и поддержки навыков ребёнка. Такого плана, который бы учитывал сильные стороны и ограничения ученика.

Поведенческий аналитик нужен всем :) Составить план обучения, расставить приоритеты, включая занятия с другими специалистами и домашнюю программу – задачи поведенческого аналитика.
Достаточно ли дефектолога и(или) психолога, зависит от индивидуальной ситуации. Но грамотно подобранная мульти-дисциплинарная команда обучает и поддерживает навыки с большей эффективностью
— Как поэтапно строится работа АВА-специалиста?
— Команда специалистов под руководством поведенческого аналитика собирает данные о ребенке и выясняет запрос родителей, проводит тестирование при необходимости. Затем определяет приоритеты, составляем общий план работы, пишем протоколы (описание процедуры обучения) для различных навыков. Сейчас использование видео-записей занятий и проведение видео-встреч для обсуждения хода работы делает возможными сотрудничество и в том случае, когда аналитик и семья находятся в разных городах.
— Какие навыки можно развить с помощью АВА у детей? С каких стоит начинать?
— Навыки можно развивать самые разные: от самообслуживания до фразовой речи. Важность и «с чего стоит начинать» определяется в каждом случае индивидуально и зависит от ребёнка - есть ли у него опасное поведение, например, самоагрессия, и т.д.
— К чему нужно быть готовым родителям, которые только начинают свой путь в АВА?
— Нужно быть готовым к тому, что вы научитесь иначе видеть некоторые привычные вещи, касающиеся поведения и обучения. Узнаете эффективные методики обучения и работы с поведением. Также родители смогут в рамках своих знаний самостоятельно обучать ребенка и оценивать необходимость подключения к работе поведенческого аналитика.

Включенность родителей в «АВА-жизнь» делает обучение возможным и помогает прогрессу у ребенка.
— Многие считают, что АВА - это дрессировка. Так ли это?
— Я бы сказала «некоторые». Так считают те, кто мало или совсем ничего не знает ни о дрессуре, ни об АВА.

Во-первых, не стоит делать из дрессуры что-то ужасное. Навыки, полученные в ходе дрессировки, могут спасти жизнь самому животному или окружающим. Конечно, не все навыки таковы.

Во-вторых, утверждать так, потому что в АВА иногда желательное поведение подкрепляется кусочком чего-то вкусного, значит не знать принципы выбора поощрения. Поощрения могут быть не только пищевыми. Навык верно работать с поощрением (выбирать, оценивать, менять и пр.) это один их базовых навыков обучающего взрослого. Этому можно научиться. В Школе «Я особенный», например.

Узнать об АВА больше, разобраться, стоит ли позволять древней «страшилке» о дрессировке мешать родителям получать знания о законах поведения и улучшать жизнь своего ребенка поможет обучение и поведенческий аналитик.
— Почему методики АВА так популярны сегодня?
— Очевидно, потому что есть результаты, есть дети, которые получили навыки, обучаясь таким способом. Если родители сомневаются в применимости АВА для развития именно их ребенка, они могут узнать об АВА больше. Сейчас многие поведенческие аналитики проводят, в том числе, и бесплатные вебинары, на которых можно получить информацию. АВА – это гораздо больше, чем раскладывание карточек за столом.
— В чём главный секрет результативности АВА-терапии?
— Чтобы занятия были результативными необходима регулярность, понимание процесса и командная работа взрослых.
— Что лично вам помогает в работе? Что вдохновляет и особенно нравится в вашей деятельности?
— Вдохновляют и успехи учеников, и трудности, когда нужно искать другую дорогу к успеху. Как любой преподаватель я горжусь достижениями моих учеников и всегда готова обсудить и вместе решить возникающие вопросы.
— Общаетесь ли со студентами потом? Как у них складываются дальнейшие успехи?
— Да, иногда мне пишут студенты, которые учились в школе «Я особенный» несколько лет назад, рассказывают о своих успехах и задают вопросы.
Есть ли студенты, которые пройдя ваш курс, продолжили обучение после Школы "Я особенный" и стали терапистами или поведенческими аналитиками?
— Да, мои клиенты и специалисты, которые работали со мной, как тераписты, потом получали соответствующее образование. А некоторые имеют международную сертификацию.
— Кому подходит обучение на курсах в Школе "Я особенный"?
— Подходит тем родителям и специалистам, которые хотят начать разбираться в теме АВА, получить важные базовые знания и навыки, пообщаться с единомышленниками. Помочь своему ребёнку или воспитанникам, улучшить поведение детей.
— С какими запросами чаще всего обращаются родители и специалисты?
— Пожалуй, с одинаковой частотой встречаются запросы на работу с проблемным поведением, туалетным навыком, навыками самообслуживания.

Благодаря имеющейся в доступе информации, все больше родителей обращают внимание на необходимость начала занятий в раннем возрасте. Готовность родителя искать специалистов не только для ребенка, но и для себя, чтобы знать, как развивать ребенка, увеличивает эффективность занятий.
Как курсы или кураторство в Школе "Я особенный" могут улучшить жизнь родителей и специалистов?
— Преподаватели и кураторы Школы изо всех сил стараются поделиться своими знаниями и наработками с семьями и специалистами. Полученные знания о законах поведения и эффективных методиках обучения, примененные на практике, могут значительно повлиять на развитие ребенка, улучшить его жизнь и жизнь окружающих его людей.
— В чём уникальность курсов в Школе "Я особенный"?
— В Школе сильные преподаватели и кураторы, которые тесно сотрудничают и стараются предоставить слушателям наилучшие возможности для обучения и практической тренировки получаемых знаний. У студентов есть не просто лекции с информацией, но и групповые консультации, и обратная связь от кураторов. Родитель может отправить видео занятия со своим ребёнком и получить обратную связь по ДЗ. Так куратор видит, как проходит обучение и может скорректировать действия мамы или папы.
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик,
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела
    БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, Куратор ШКОЛЫ,
    ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик с международной сертификацией, IBA, Куратор ШКОЛЫ,
    ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Коновал
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, Куратор ШКОЛЫ,
    ведущая онлайн-лекций
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda