Меню

Аутизм и терапия. Как помочь ребенку с РАС?

В силу специфических особенностей у детей с РАС, аутизмом (имеющими нарушения сенсорных систем, замкнутость, трудности с коммуникацией, приступами стереотипии), наблюдаются сложности к приспособлению к обычной жизни. И потому основные цели комплексной терапии для ребенка с аутизмом или РАС – повышения качества его жизни. Формирование реабилитации, которая поможет ребенку адаптироваться к социуму и новым обстоятельствам.

Специфика терапии кроется, прежде всего, в индивидуальном подходе к ребенку. Нет единой таблетки от аутизма. Как и нет двух одинаковых детей с РАС. Набор признаков расстройства огромен, и каждый пациент может иметь один или множество признаков РАС. Их комбинации причудливы и неповторимы. Соответственно, и запрос на терапию у каждой семьи свой.

Из научно-доказанных методик помощи детям с РАС на данный момент можно выделить ABA-терапию (Прикладной анализ поведения) – методику, которая направлена на коррекцию поведения у детей с РАС. ABA-терапия строится на системном анализе навыков и умений ребенка, учитывает его сильные нераскрытые качества, предпочтения, которые могут лечь в основу поощрений в ходе работы. ABA-терапия предполагает постоянную помощь, а не помощь «курсами», так как для разработки навыка и его закрепления нужно много времени и внимания, как со стороны ABA-специалиста, так и со стороны семьи.

Зато результаты, правда, впечатляют: с помощью ABA можно избавиться от агрессии, истерик, научить ребенка слушать взрослого, отвечать и коммуницировать на базовом уровне даже тех детей, кто имеет сильную степень отстраненности. С помощью ABA можно запустить и развить речь, приучить ребенка к самостоятельности в действиях, умению решать бытовые задачи, лучше учиться. В общем, речь про все те навыки, которыми овладевает и нормотипичный сверстник, но в разы быстрее.

Помимо ABA-терапии в ряд немедикаментозной коррекции вступает общая психическая и дефектологическая помощь. Ее ребенок может получить в садике или школе. Очень важно здраво взвесить, способен ли ребенок с РАС учиться в обычной «массовой» школе/садике.

И не потому, что от этого зависит туманное будущее, а потому что конкретное настоящее должно быть реально по силам ребенку.

Помните, что среда, в которой он окажется, также оставит дополнительное влияние, как на его развитие, так и на эмоциональную составляющую. Позаботьтесь о том, чтобы люди и сама обстановка вокруг малыша была действительно дружественная для него, учитывала все особенности (например, в школе была адаптивная программа, уголок разгрузки, поддержка тьютора или заинтересованного педагога).

Методика сенсорной интеграции (сенсорная интеграция)

Исследования говорят о том, что у 60-80% детей с РАС встречаются нарушения работы сенсорной системы. То есть ребенок может буквально иначе видеть, слышать, чувствовать тяжесть своего тела, равновесие. А если представить, что ребенок 24/7 ощущает этот мир практически вверх ногами (некоторые врачи даже сравнивают это нестабильное состояние с похмельем, приступами мигрени), несложно догадаться, как сложно ему справляться еще и с дополнительными поручениями взрослых – «помой посуду», «успокойся и сиди смирно хотя бы час».

Как можно сидеть смирно, если внутри тебя буквально разрывает? И тебе нужно успокоиться прямо сейчас своим особым способом (например, делать эти странные повторяющиеся движения руками, крутиться)?

От непонимания базовых внутренних ощущений ребенка с РАС (их, безусловно, нам сложно понять, ведь мы росли и развивались иначе), возникает непонимание, почему настолько важна сенсорная интеграция.

Хотя, по сути, именно благодаря ей, можно развить основные нюансы восприятия и приблизить их к норме. Например, вполне реально научить ребенка с РАС лучше ощущать свое тело в пространстве или визуально, аудиально стать более терпимым к определенным формам, которые вызывают отторжение.

Недаром при диагностике аутизма отдельное внимание уделяется сенсорным особенностям – у детей они могут проявляться в виде гипо или гиперчувствительного мировосприятия.

Кстати, недоработка с сенсорной стороной вопроса в некоторых случаях реально опасна. Так, некоторые дети из-за нарушенного болевого порока (опять же они плохо чувствуют тело) могут неосознанно попадать в критические для жизни ситуации. Например, упасть с дивана или качели и не почувствовать боли – пойти дальше, не понимая, что получил травму. Порезаться и не сообщить об этом. Выбежать под колеса авто или велосипеда, не ощущая базовой опасности от громкого сигнала.
В бытовом плане ребенок может отказаться заходить в помещение, потому что слишком ярко ощущает аромат или свет в комнате кажется ему слишком ярким (чаще всего, он об этом и не скажет, а просто начнет капризничать). Конечно, такие нюансы могут осложнить жизнь любого человека.

В рамках сенсорной интеграции используются помещения со специальным оборудованием – тренажерами для двигательных игр, местом для массажа, стимулирующими поверхностями (различной температуры, текстуры). В сенсорных комнатах может быть специально настроено освещение, которое имитирует яркий дневной или вечерний свет.

Музыкальная и арт-терапия

Терапия творчеством также благотворно влияет на развитие сенсорных способностей ребенка. Она успокаивает, может быть использована, как элемент психологической работы с
малышом. Через музыку или рисование ребенка можно вводить в социум. Даже если малыш внешне замкнут и не коммуницирует с другими детьми, он может привыкать к новым людям в процессе занятия. Использование разных инструментов в музыкальной терапии наглядно показывает ребенка спектр новых интересных предметов – одни инструменты можно щипать, в игре с другими для извлечения звука нужно нажать на клавиши или приложить необычные усилия. Громкость и тембр звука тоже разнообразны и показывают, как ребенок воспринимает ту или иную высоту звука.

Если единого лекарства нет, есть ли смысл помогать?

Доказано, что осуществление хоть какой-то терапии намного лучше, чем ее полное отсутствие. Да, вылечить аутизм как таковой пока нельзя, но последствия в виде нарушения поведения, самочувствия ребенка точно можно. Это вообще должно стоять в интересах, в первую очередь, самой семьи. Ведь снижение видимых симптомов мешает как самому ребенку, так и всем, кто его окружает.

Если вам нужна консультация о поведении вашего ребенка, обращайтесь в Школу "Я особенный": +7 999 559-66-19
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Made on
Tilda