В силу специфических особенностей у детей с РАС, аутизмом (имеющими нарушения сенсорных систем, замкнутость, трудности с коммуникацией, приступами стереотипии), наблюдаются сложности к приспособлению к обычной жизни. И потому основные цели комплексной терапии для ребенка с аутизмом или РАС – повышения качества его жизни. Формирование реабилитации, которая поможет ребенку адаптироваться к социуму и новым обстоятельствам.
Специфика терапии кроется, прежде всего, в индивидуальном подходе к ребенку. Нет единой таблетки от аутизма. Как и нет двух одинаковых детей с РАС. Набор признаков расстройства огромен, и каждый пациент может иметь один или множество признаков РАС. Их комбинации причудливы и неповторимы. Соответственно, и запрос на терапию у каждой семьи свой.
Из научно-доказанных методик помощи детям с РАС на данный момент можно выделить ABA-терапию (Прикладной анализ поведения) – методику, которая направлена на коррекцию поведения у детей с РАС. ABA-терапия строится на системном анализе навыков и умений ребенка, учитывает его сильные нераскрытые качества, предпочтения, которые могут лечь в основу поощрений в ходе работы. ABA-терапия предполагает постоянную помощь, а не помощь «курсами», так как для разработки навыка и его закрепления нужно много времени и внимания, как со стороны ABA-специалиста, так и со стороны семьи.
Зато результаты, правда, впечатляют: с помощью ABA можно избавиться от агрессии, истерик, научить ребенка слушать взрослого, отвечать и коммуницировать на базовом уровне даже тех детей, кто имеет сильную степень отстраненности. С помощью ABA можно запустить и развить речь, приучить ребенка к самостоятельности в действиях, умению решать бытовые задачи, лучше учиться. В общем, речь про все те навыки, которыми овладевает и нормотипичный сверстник, но в разы быстрее.
Помимо ABA-терапии в ряд немедикаментозной коррекции вступает общая психическая и дефектологическая помощь. Ее ребенок может получить в садике или школе. Очень важно здраво взвесить, способен ли ребенок с РАС учиться в обычной «массовой» школе/садике.
И не потому, что от этого зависит туманное будущее, а потому что конкретное настоящее должно быть реально по силам ребенку.
Помните, что среда, в которой он окажется, также оставит дополнительное влияние, как на его развитие, так и на эмоциональную составляющую. Позаботьтесь о том, чтобы люди и сама обстановка вокруг малыша была действительно дружественная для него, учитывала все особенности (например, в школе была адаптивная программа, уголок разгрузки, поддержка тьютора или заинтересованного педагога).