Первые признаки можно наблюдать даже у детей до года. Обычно это отсутствие комплекса оживления, игнорирования взгляда, игрушек, отсутствие ответной улыбки, реакции на звук. Развитие может, в целом, задержаться – ребенок позже начинает сидеть, ходить, говорить. Некоторые дети страдают от отсутствия коммуникации в принципе – они остаются молчунами на всю жизнь (впрочем, уже есть методики альтернативной коммуникации для помощи таким детям).Более заметен аутизм к трем годам. Здесь уже можно оценить, каких важных навыков не хватает ребенку. Вообще к 3 годам человек усваивает 80% умений, которые понадобятся ему в жизни для базового закрытия потребностей – ребенок уже умеет ходить, говорить главные фразы, слушать, понимать простые взаимосвязи.
Бывает, что дети отлично развиваются, но потом происходит «откат» - когда приобретенные навыки исчезают (регрессивный аутизм). В этом случае, необходимо пройти ряд исследований у разных врачей и не тянуть с походами к ним. Ребенка в обязательном порядке должен осмотреть психотерапевт, невролог, иммунолог, гастроэнтеролог. Лучше перестраховаться и пойти к тем специалистам, кто уже работал с РАС.Также к данным врачам стоит обратится, если у ребенка начали возникать странности вроде эхолалии (малыш повторяет услышанное, неосознанно и невпопад произносит слова), отсутствует указательный жест, есть нелогичное поведение (без мотивации, ребенок просто что-то делает долго – раскачивается, смотрит за одним процессом, выстраивает предметы в один ряд).Откаты могут происходить и в критичные моменты – в периоды активного развития, нейрофизических перемен. Они происходят в 14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет.