Меню

Аутизм и РАС. 9 главных вопросов. Причины аутизма. Как помочь ребенку с РАС

Вопрос 1. Что такое аутизм?

Аутизм (РАС - расстройство аутистического спектра) — нарушение развития у человека, связанное с особенностями развития разных систем: чаще всего неврологической, генетической и/или иммунной. Внешне РАС проявляется в самых разных поведенческих особенностях, «странностях», которые возникают на фоне внутренних сбоев в организме. Прежде всего, люди с этим диагнозом имеют специфические сенсорные ощущения (иначе работают каналы передачи информации) и трудности в коммуникации.

Вопрос 2. Что чувствует ребенок с аутизмом?

Дети с РАС или аутизмом имеют искаженное чувство восприятия реальности. Кто-то иначе может слышать или визуально воспринимать информацию – мозг принимает сигналы, но обрабатывает их по-другому. Поэтому одинаковых наборов симптомов просто не существует. Одни дети могут быть гипочувствительными, а другие, наоборот, гипер. То есть даже тактильные ощущения вроде поглаживаний, поцелуев могут таким детям принести жуткий дискомфорт, а другие дети с РАС могут, наоборот, искать способы усилить ощущения тела, потому как не чувствуют ни своего веса, ни боли, ни других воздействий.Такой разброс вариаций позволяет сделать только один вывод: дети с РАС чувствуют мир иначе. Начиная от своего тела до импульсов извне. Все это влияет и на ответные рефлексы – выстраивать коммуникацию с миром им становится очень сложно. Но это не значит, что такой ребенок не испытывает потребности в любви, понимании, общении – просто выразить и принять эти чувства он может по-своему, сквозь «барьеры» собственных особенностей. Будто бы находясь под толщей воды.

Вопрос 3. Когда и как может проявится аутизм?

Первые признаки можно наблюдать даже у детей до года. Обычно это отсутствие комплекса оживления, игнорирования взгляда, игрушек, отсутствие ответной улыбки, реакции на звук. Развитие может, в целом, задержаться – ребенок позже начинает сидеть, ходить, говорить. Некоторые дети страдают от отсутствия коммуникации в принципе – они остаются молчунами на всю жизнь (впрочем, уже есть методики альтернативной коммуникации для помощи таким детям).Более заметен аутизм к трем годам. Здесь уже можно оценить, каких важных навыков не хватает ребенку. Вообще к 3 годам человек усваивает 80% умений, которые понадобятся ему в жизни для базового закрытия потребностей – ребенок уже умеет ходить, говорить главные фразы, слушать, понимать простые взаимосвязи.

Бывает, что дети отлично развиваются, но потом происходит «откат» - когда приобретенные навыки исчезают (регрессивный аутизм). В этом случае, необходимо пройти ряд исследований у разных врачей и не тянуть с походами к ним. Ребенка в обязательном порядке должен осмотреть психотерапевт, невролог, иммунолог, гастроэнтеролог. Лучше перестраховаться и пойти к тем специалистам, кто уже работал с РАС.Также к данным врачам стоит обратится, если у ребенка начали возникать странности вроде эхолалии (малыш повторяет услышанное, неосознанно и невпопад произносит слова), отсутствует указательный жест, есть нелогичное поведение (без мотивации, ребенок просто что-то делает долго – раскачивается, смотрит за одним процессом, выстраивает предметы в один ряд).Откаты могут происходить и в критичные моменты – в периоды активного развития, нейрофизических перемен. Они происходят в 14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет.

Вопрос 4. Почему возникает аутизм?

Точно на этот вопрос не может ответить никто. Обычно в профессиональном сообществе выделяется несколько возможных причин: сбои в генетике, нарушения структуры головного мозга (часто сопутствующим заболеванием РАС может выступать эпилепсия), влияние окружающей среды, накопление тяжелых металлов, нарушение работы кишечного тракта и плохое усвоение некоторых веществ – например, глютена (часто поведенческие странности уменьшаются после подбора гастроэнтерологом верной диеты).

Вопрос 5. Вакцинация влияет на аутизм?

Согласно последним исследованиям, вакцинация никак не влияет на появление аутизма, не становится его первопричиной. Важно понимать, что активировать признаки аутизма в ослабленном организме (где уже изначально плохо работает та или иная система) может ровным счетом все, что угодно: даже вирусное заболевание, стресс или простуда. Именно поэтому родители могут заметить откат после перенесенного гриппа или вакцинации. По факту, даже без прививки активировать РАС может что-то другое.

Вопрос 6. Правда, что ребенок с аутизмом гениальнее своих сверстников?

Нет. Аутизм напрямую не связан с гениальностью или высоким интеллектом. Высокофункциональные формы аутизма (то есть, когда ребенок остается способен к интеллектуальной деятельности, несмотря на особенности), может просто развить одну из интересных для человека сфер. Часто дети с аутизмом действительно уделяют время и внимание одному предмету или явлению – у одних это склонность учить языки, у других – формулы по математике. Конечно, такая приверженность к теме может приводить ребенка к успехам в одной из сфер.

Вопрос 7. Как проявляется аутизм у взрослых?

-Сенсорные нарушения-Особенности восприятия юмора, поведения других людей-Трудности в выстраивании коммуникации или близкой связи-Сложно описать свои чувства и «понять» чувства других-Не сразу может усвоить социальные правила и причины их необходимости-Человек может избегать зрительного контакта-Может испытывать сильный стресс при прикосновении, в местах с громкими звуками-Внимателен к деталям, уделяет много внимание одной теме

Вопрос 8. Помощь при РАС. Что делать родителям, когда заметили признаки аутизма?

Прежде всего, необходимо серьезное медицинское обследование разных врачей. Важно выявить и начать работать с первопричиной – слабым местом в организме. Нарушения, как говорили выше, могут быть найдены на уровне неврологической системы, работы мозга и даже кишечника.Поэтому обязательно обращаемся к неврологу, психиатру, гастроэнтерологу, иммунологу, генетику. Работаем с первопричиной! Параллельно для коррекции самого поведения обращаемся к ABA-терапии – поведенческому анализу, который используется уже больше 30 лет во всем мире в работе с людьми, имеющими РАС. ABA позволяет сформировать необходимые навыки, которые сам человек с аутизмом освоить не в силах, а также избавиться от негативных проявлений – самоагрессии, агрессии, истерик, отсутствия навыков приемлемой коммуникации и т.д.

Вопрос 9. А у моего ребенка точно РАС?

Ответить на этот вопрос может только специалист. Рекомендуем обратиться к нескольким неврологам и психиатрам сразу. Порой определить РАС с первого раза сложно – его проявления слишком различны. Специалисты проведут с ребенком несколько несложных тестов на выявление необходимых навыков, соберут полную картину ситуации. Даже если ребенку поставили РАС – это не приговор. С ним точно можно работать. Так с помощью ABA-терапии многие с годами вообще избавляются от данного диагноза, так как могут очень грамотно справиться со всеми внешними аутичными проявлениями, которые мешают ребенку жить. Главное – не бойтесь обследований. Ищите информацию и способы помочь. Чем раньше вы начнете реабилитацию своего ребенка, тем лучше и для него, и для вас! А если вам нужна консультация ABA-специалистов или вы сами хотите пройти обучение методике ABA, обращайтесь по номеру: +7 999 559-66-19
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Made on
Tilda