Меню

Адаптация ребенка с РАС, СДВГ или другими особенностями в садике

Адаптация ребенка в дошкольном образовательном учреждении – важный фундамент всей будущей коммуникации и навыков ребенка. Уже в этом периоде можно зафиксировать важные реакции малыша на новых людей, обстоятельства, понять, как и самим родителям лучше выстраивать отношения с педагогическим составом. Разберем, какие периоды адаптации есть и дадим рекомендации о том, как пройти этот этап максимально комфортно.

Диагностический период

Происходит при поступлении в садик. На этом этапе важно поделиться всей информацией о ребенке со специалистами. Во-первых, заключениями врачей. Во-вторых, собственными родительскими наблюдениями. Если есть видео, как ребенок ведет себя в той или иной ситуации, покажите их педагогам.

Важно предупредить и обозначить, есть ли у ребенка агрессия или самоагрессия, в каком состоянии находятся навыки самообслуживания (может ли ребенок сам есть, ходить в туалет), воспринимает ли он инструкции от взрослых.

Расскажите, что он любит, а что терпеть не может – например, как относится к тактильному контакту, какие условия для сна ему нужны, есть ли у вас определенные ритуалы. Это все поможет скорее пройти следующий этап. Иногда в учреждениях дают специальные анкеты – обязательно заполните их, если персонал считает это важным.

Период адаптации

Обычно занимает несколько месяцев. Период может затянуться из-за нарушений в коммуникации у ребенка с ОВЗ. Если в поведении присутствуют элементы агрессии, самостимуляции, излишней импульсивности – работа с этими особенностями требуется в первую очередь. Здесь не лишним будет получить консультацию поведенческого аналитика. Не упорствуйте с освоением учебных навыков, пока не проработан пласт базовых навыков, отсутствие которых может мешать в дальнейшем.

Попросите педагогов максимально мягко стараться адаптировать ребенка к играм в коллективе – тут важно не пережать. Давать ребенку отдыхать, подбирать игрушки, которые комфортны для его сенсорной системы. Если ему нужно уединиться (ребенок с РАС может быстро уставать, почувствовать перенасыщение внешним миром) – попросите выделить ребенку отдельный сенсорный уголок или предложить ему поспать, даже когда остальные дети бодрствуют;

Если у вас есть возможность нанять тьютора или сопровождающего или такую возможность предоставляет садик, обязательно ею воспользуйтесь! Отдельный надзор за ребенком, помощь точно не будет лишней. Порой педагогу не разорваться на всю группу;
Просите педагога по возможности записывать видео с ребенком и высылать его вам. Так вы сможете отследить прогресс в поведении или заметить что-то необычное;

Ведите дневник наблюдений за ребенком дома, дополняя тем, что известно о его поведении в садике;

Период анализа

После первых двух этапов педагогических коллектив оценивает и анализирует результаты наблюдений – уровень развития, наличие и отсутствие навыков, уровень знаний, особенности поведения. На основе заключения легче строить индивидуальный план развития ребенка. Его могут построить как в самом учреждении, но также вы можете обратиться к поведенческому аналитику, который в рамках системы ABA-методик (коррекция поведения особенных детей) подскажет, как двигаться к намеченным целям дальше.

Что включает в себя адаптация в работе с особенным ребенком на уровне учитель-ученик?

1. Установление коммуникации. Начиная со зрительного, голосового контакта, заканчивая неподдельным интересом ребенка к конкретному педагогу (выраженном в доверии, желании разделить игру). Подскажите педагогу, с помощью каких стимулов можно быстрее установить контакт с вашим малышом – какие игрушки, предметы использовать. Первое время, если ребенку сложно установить зрительный контакт, педагог может подносить любимые предметы к своему лицу, чтобы малышу было интересно смотреть в этом направлении.

2. Если контакт установлен, можно переходить к этапу наглядного и игрового обучения. Тут главное объяснять суть задачи для ребенка ясной и четкой инструкцией. Используются максимально короткие формулировки. Произносить слова нужно достаточно громко, проговаривая. Можно подкреплять свои просьбы визуальными карточками – где действие или предмет изображено наглядно.

3. Важно проводить занятия/обучение в определенное время – создавая ритуал и понятные для ребенка условия. Дети с РАС и другими особенностями любят четкость и логичность действий, любая новая переменная для них - большой стресс. Начинайте и заканчивайте занятие с определенным ритуалом, включайте в занятие перерывы с приятным поощрением (например, перерыв на работу с мягким пластилином или запуск мыльных пузырей). Ритуалы должны быть постоянными, без пропусков!

4. Занятия и «переменки» должны быть направлены на развитие самых разных навыков. Не только учебных, но и бытовых, навыков общения. Что касается именно учебного процесса – на стадии нахождения в садике ребенку крайне важно усвоить и обучиться навыкам усидчивости, удержания внимания, умению слушать инструкции.

5. Не бойтесь просить вводить на занятиях музыкальные паузы (можно и самим купить простые инструменты, если их нет в садике). Трещетки, треугольник, музыкальные тарелки, маракасы, ксилофон – изучайте с ребенком разные звуки как дома, так и в садике. Это обогащает сенсорные впечатления, а в некоторых случаях очень успокаивает особенных деток.

6. Развитие самостоятельной познавательной тяги – отдельный пласт работы. Мотивация и интерес у особенных детей часто выстраивается хуже – нужна помощь со стороны. Именно поэтому педагоги озвучивают действия, используют эпитеты, «лишний раз» (на самом деле совсем не лишний) объясняют происходящее и подчеркивают успех ребенка. Прогрессом в данной сфере является ситуация, когда ребенок спустя время сам начинает тянуться к знанию и проявлять интерес. Но сначала важно показать ему как можно больше вариантов, объясняя и суть процессов, и возможные реакции.

7. С любовью отнеситесь ко всем переменам в вашем ребенке! Не все будет получаться. Но где-то может получится неожиданно хорошо! Помните, что очень важно в дошкольном периоде все-таки научить ребенка самостоятельности – умению самому ходить в туалет, кушать, слышать и выполнять простые инструкции, проработать разрушающие действия, если они есть.

В Школе «Я особенный» есть специальные курсы по Прикладному анализу поведения, где мы учим родителей и педагогов, формировать навыки у деток с ОВЗ. Так как все дети разные, главное – верно выбрать методику и верно ее применить.
Зная разнообразие методик и имея сопровождение профессионального ABA-специалиста, родители и педагоги не теряют драгоценного времени и четко знают, как помочь своему ребенку. Когда в действиях уверен родитель, прогресс на заставляет себя ждать!

Если вам нужна консультация о поведении ребенка или дополнительная помощь, звоните: +7 999 559-66-19
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda