1. Установление коммуникации. Начиная со зрительного, голосового контакта, заканчивая неподдельным интересом ребенка к конкретному педагогу (выраженном в доверии, желании разделить игру). Подскажите педагогу, с помощью каких стимулов можно быстрее установить контакт с вашим малышом – какие игрушки, предметы использовать. Первое время, если ребенку сложно установить зрительный контакт, педагог может подносить любимые предметы к своему лицу, чтобы малышу было интересно смотреть в этом направлении.
2. Если контакт установлен, можно переходить к этапу наглядного и игрового обучения. Тут главное объяснять суть задачи для ребенка ясной и четкой инструкцией. Используются максимально короткие формулировки. Произносить слова нужно достаточно громко, проговаривая. Можно подкреплять свои просьбы визуальными карточками – где действие или предмет изображено наглядно.
3. Важно проводить занятия/обучение в определенное время – создавая ритуал и понятные для ребенка условия. Дети с РАС и другими особенностями любят четкость и логичность действий, любая новая переменная для них - большой стресс. Начинайте и заканчивайте занятие с определенным ритуалом, включайте в занятие перерывы с приятным поощрением (например, перерыв на работу с мягким пластилином или запуск мыльных пузырей). Ритуалы должны быть постоянными, без пропусков!
4. Занятия и «переменки» должны быть направлены на развитие самых разных навыков. Не только учебных, но и бытовых, навыков общения. Что касается именно учебного процесса – на стадии нахождения в садике ребенку крайне важно усвоить и обучиться навыкам усидчивости, удержания внимания, умению слушать инструкции.
5. Не бойтесь просить вводить на занятиях музыкальные паузы (можно и самим купить простые инструменты, если их нет в садике). Трещетки, треугольник, музыкальные тарелки, маракасы, ксилофон – изучайте с ребенком разные звуки как дома, так и в садике. Это обогащает сенсорные впечатления, а в некоторых случаях очень успокаивает особенных деток.
6. Развитие самостоятельной познавательной тяги – отдельный пласт работы. Мотивация и интерес у особенных детей часто выстраивается хуже – нужна помощь со стороны. Именно поэтому педагоги озвучивают действия, используют эпитеты, «лишний раз» (на самом деле совсем не лишний) объясняют происходящее и подчеркивают успех ребенка. Прогрессом в данной сфере является ситуация, когда ребенок спустя время сам начинает тянуться к знанию и проявлять интерес. Но сначала важно показать ему как можно больше вариантов, объясняя и суть процессов, и возможные реакции.
7. С любовью отнеситесь ко всем переменам в вашем ребенке! Не все будет получаться. Но где-то может получится неожиданно хорошо! Помните, что очень важно в дошкольном периоде все-таки научить ребенка самостоятельности – умению самому ходить в туалет, кушать, слышать и выполнять простые инструкции, проработать разрушающие действия, если они есть.
В Школе «Я особенный» есть специальные курсы по Прикладному анализу поведения, где мы учим родителей и педагогов, формировать навыки у деток с ОВЗ. Так как все дети разные, главное – верно выбрать методику и верно ее применить.
Зная разнообразие методик и имея сопровождение профессионального ABA-специалиста, родители и педагоги не теряют драгоценного времени и четко знают, как помочь своему ребенку. Когда в действиях уверен родитель, прогресс на заставляет себя ждать!
Если вам нужна консультация о поведении ребенка или дополнительная помощь, звоните: +7 999 559-66-19