Меню

5 ошибок в воспитании ребенка с СДВГ

Ошибка №1. Отсутствие комплексной помощи

Часто родители списывают проявления СДВГ на излишнюю энергичность ребенка и даже его характер. Безусловно, ваш малыш может быть очень подвижен, но если эпизоды тотального беспокойства не прекращаются и волны активности выходят из берегов, важно обратиться к нескольким специалистам. В том числе, врачам.
Итак, к кому на прием записаться?

Прежде всего, ребенка должен осмотреть невролог и психиатр.
При СДВГ усиливается выработка дофамина и норадреналина, которые и оказывают воздействие на центральную нервную систему. Корректировать и пролечивать СДВГ можно и нужно. Тут все просто: прежде чем учить ребенка новому и требовать от него спокойствия и прослушания, надо наладить стабильность работы головного мозга. То есть корректировать почву для посева новой информации и впечатлений. Педагогическое воздействие также важно и о нем мы поговорим в следующем пункте.

Ошибка №2. Игнорирование поведенческой терапии

Для коррекции поведения ребенка с СДВГ, которая часто выражается в отсутствии усидчивости, внимательности и неумение качественно посвятить себя одному делу, отлично подходит поведенческая терапия, Прикладной анализ поведения (ABA). Суть методики – в формировании важных навыков у особенных детей с помощью индивидуального подхода. ABA-специалист помогает выявить пробелы и понять, какими именно способами можно эти пробелы закрыть. Как ни странно, самому родителю бывает сложно понять, как скорректировать поведение ребенка – причем не разово, а на постоянной основе. В основе ABA не только поощрения, но и выстраивание руководящего контроля со стороны старших (умение ребенка воспринимать авторитет), системность и организация обучения навыкам таким образом, чтобы они могли закрепиться навсегда и позволить ребенку спокойно осваивать новые горизонты развития.

Ошибка №3. Отсутствие режима

Первое, что может порекомендовать невролог или психиатр, - заведение дневника с целью отследить режим ребенка. Биологические ритмы каждого малыша индивидуальны, так что равняться на определенный идеал не стоит. Начинайте стратегию выстраивания режима с отслеживания естественной активности ребенка. Выясните, в какие часы он, как никогда бодр. В какое время он лучше засыпает. Пробуйте все ритуалы для засыпания и вычленяйте лучшее – то, что работает, железно вводим в режим. Для засыпания и успокоения можно пробовать белый шум, приглушенный свет, блэкаут-шторы, даже настраивания определенного режима влажности - может быть решающим!
Не забывайте про режим питания – продукты, которые получает ребенок, безусловно, косвенно влияют на его активность, настроение и самочувствие. Полезная пища, съеденная по расписанию – лучший стабилизатор ситуации и профилактика всех дополнительно раздражающих факторов: нарушений ЖКТ.
Главное – придерживайте режима строго. Без «поблажек» и выходных. Если вы планируете поездку к родственникам, в отпуск, или же гости едут к вам, постарайтесь подстроить режим в новом месте под уже сформировавшийся режим ребенка. Не отступайте от стабильного распорядка, чтобы потом не мучаться с новыми всплывающими проблемами.

Ошибка №4. Напряженность в семье

Нервная система особенных детей – крайне чувствительна. У детей с СДВГ – достичь баланса эмоционального состояния сложно вдвойне Именно поэтому исключите все дополнительные факты раздражения. И как ни странно - в первую очередь - собственные негативные реакции. Ребенок «считывает» не только эмоциональность и тон разговора взрослых, но и личное состояние отдельное родителя. Помните, как с самолетом? Сначала маска на себя. Потом на ребенка. Максимально уберите из своей жизни факторы стресса (ясно, что совсем от них не избавиться). Заполняйте день положительными эмоциями – нарочно радуйте себя и своего ребенка небольшими сюрпризами. Выдумывайте и воплощайте.
Если в семье есть напряженные моменты – обсуждайте их за пределами поля зрения ребенка. Пусть это будет обязательным пунктом вашей личной коммуникации.

Ошибка №5. Игнорирование спортивных секций и сенсорной нагрузки

Часто родители ждут, что проблема СДВГ рассосется сама собой. «Израстется», «исправится», «поумнеет». Однако СДВГ, как снежный ком, может принести очень много проблем. Своего пика проявления СДВГ может достигнуть к школьному возрасту. По статистике, около 8 % школьников имеют СДВГ.
Тянуть до школы – нельзя. К 7-возрасту ребенок все больше выходит в мир, туда, где родитель не может контролировать его 24/7. Проблемы в поведении и самообладании будут мешать и ему самому, и всем кто его окружает.
Отличным решением еще с садичных лет становится дисциплинирующие аспекты – спорт и сенсорные занятия. Все это также должно быть вписано в режим дня. Стать для ребенка не разовой акцией, а постоянной разгрузкой и частью его жизни. Сам факт обязательного регулярного посещения секции – дисциплинирует. А физические нагрузки помогают устранить деструктивное поведение – направить силы и смекалки в иную активность.
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  • Александрина Хаитова
    Президент Фонда
    Социальный педагог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Татьяна Шевцова
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Дефектолог, психолог
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Андрей Двинин
    Стратег Фонда
    Бизнес-тренер
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Павел Акулов
    Юрист Фонда
    Руководитель юридического отдела БФ "Я особенный" и "Спектрум-М"
    Преподаватель ШКОЛЫ
  • Жанна Хатунцева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Марина Белозерова
    Автор образовательных программ
    Специалист в области сенсорной интеграции
    Монтессори-педагог
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Ольга Корупаева
    Автор образовательных программ
    Поведенческий аналитик, АВА-специалист
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Эльвира Ганеева
    Автор образовательных программ
    Кандидат психологических наук
    ABA-консультант, MBCT и CFT терапевт
    Куратор ШКОЛЫ, ведущая онлайн-лекций
  • Алена Семенцова
    Помощник Президента Фонда
    Психолог, дефектолог, педагог
    Ведущая онлайн-лекций
Читайте также
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей.
АВА (прикладной анализ поведения) - это набор методик, который позволяет проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой.
Аутизм или РАС – расстройство, при котором человек испытывает ряд сенсорных нарушений, трудности в социализации.
Made on
Tilda